Что можно понять об Александре Карлине за пять лет его работы?

сентябрь 1, 2010

25 августа исполнилось пять лет с момента первого наделения Александра Карлина полномочиями губернатора. Мы подводим некоторые итоги этой "пятилетки", воспользовавшись мнениями представителей различных политических сил и технологией SWOT-анализа, позволяющей рассмотреть сильные и слабые стороны в деятельности губернатора, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.

Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Олег Богданов

Сильные стороны (S)

Неравнодушное отношение к делу, высокий уровень квалификации и личной эрудиции.

"Бесспорно, он подготовленный человек в общественно-политическом плане и в области юриспруденции, знает ситуацию в стране, в верхних эшелонах власти, что важно для регионального руководителя", – отмечает Виталий Сафронов,руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании.

Знание и учет экономических и географических особенностей региона.

"Губернатор, инициируя различного рода программы по развитию сельского туризма, „Бирюзовой Катуни”, „Сибирской монеты”, „Алтайского Приобья”, биофармацевтического кластера, „75 на 75”, берет за основу преимущества и конкурентный потенциал края", – считает Борис Трофимов, руководитель регионального отделения "Единой России".

Взвешенность и кадровый консерватизм.

"В целом восстановлена управляемость муниципалитетов со стороны краевой власти.

Кадровая политика отличается стабильностью и постоянством, отсутствием кадровой чехарды. Губернатор осознал высокую роль СМИ в общественной жизни, занялся организацией собственных каналов связи с населением", – отмечает Александр Терентьев, руководитель "Справедливой России" на Алтае. 

Знание требований и подходов федерального центра, способность предвидеть ход развития в том или ином направлении.

"Показательно в этом плане то, что кризисный период пережит без серьезных экономических потрясений для края. Главный упор губернатором был сделан на минимизацию негативных социальных последствий кризиса, на недопущение полного завершения производства, массовых сокращений и резкого снижения уровня доходов населения края", – считает Борис Трофимов.

Усиление лоббирования на федеральном уровне.

"Средства из федерального бюджета стали осязаемы – это плюс. Ранее нам их особо не давали. Сейчас этот поток получает край стараниями губернатора, вице-губернаторов. Но, с другой стороны, это слабая сторона, потому что у нас успехи только в рамках освоения федеральных средств", – отмечает Елена Клюшникова, руководитель фракции ЛДПР в краевом парламенте.

Слабые стороны (W)

Закрытость.

"Ориентация на одну партию, группу людей ошибочна. Губернатор должен быть политически многогранной фигурой. У нас  занижена роль Законодательного собрания, политических партий, кроме „Единой России”", – считает Виталий Сафронов.

"У губернатора есть склонность к определенному кругу. Он окружает себя этими людьми, особо не допускает оппозиционеров, дистанцируется от внешней информации, уходит от прямых встреч, нежелательного общения. Возможно, избегает прямых дискуссий", – говорит Елена Клюшникова.

Кадровая политика.

"При подборе кадров часто действует принцип личной преданности и лояльности, а не профессионализма. Есть боязнь независимых и самостоятельных игроков на политическом поле и в системе управления", – отмечает Александр Терентьев.

"Три года губернатор входит в состав президиума политсовета „Единой России”. Мы регулярно обсуждаем и решаем кадровые вопросы разного уровня. Но стоит проблема и для губернатора, и для партии – у нас достаточно короткая скамейка кадрового резерва. С одной стороны, партия недостаточно активно предлагает на всех уровнях власти своих кандидатов, с другой – на уровне бизнеса мы нечасто видим новые лица", – говорит Борис Трофимов*.

Нетерпимость к критике.

"Часто даже конструктивная критика со стороны оппозиции вызывает очень негативную реакцию. Это потом многократно усиливает свита: „У нас все хорошо, проблем нет, а, если где-то и есть, то это ерунда”", – говорит Сафронов.

Слабая роль общественности. 

"Есть достаточно институтов и советов при губернаторе, экспертов в области  экономики, науки и т. д. Однако не все специалисты работают в интересах края. Для некоторых главное – свое­временно получить одобрение губернатора, они подчинены настроению", – говорит Трофимов.

*Борис Трофимов попросил отметить, что оценивает слабые стороны как недостаточно раскрытый потенциал, резерв для реализации сильных сторон.

Возможности (О) 

Укрепление кадрового потенциала, омоложение команды в рамках создания правительства. 

"Думаю, что в поле зрения губернатора за пять лет появилось немало людей, которых он готов сегодня предложить в состав регионального правительства. К обсуждению структуры и функций, конкретной ответственности и критериев отбора министров можно привлечь не только партию, в которой состоит губернатор, но и общественные институты края", – отмечает Борис Трофимов.

"Открываются перспективы для назначения в муниципалитеты по-настоящему эффективных управленцев. Но для этого необходимо поменять принципы подбора кадров. С другой стороны, консервация кадровой базы создает определенную стабильность, которая является одним из условий благоприятного инвестиционного климата", – добавляет Терентьев.

Развитие агропромышленного комплекса.

"Чем глубже проявится кризис АПК, тем более очевидной станет необходимость его радикального реформирования. В этом плане реализация проекта „Алтайское Приобье” даст как позитивный, так и негативный опыт, который нужно будет осмысливать при развитии других территорий края", – считает Терентьев. 

Развитие туризма и экологически чистых производств. 

"Нашим брендом должна стать экология. Я вижу большой потенциал в фармацевтическом направлении, развитии индустрии отдыха, но не турзоны на пятачке, а других терииторий – озера Ярового, Завьяловского района и т. д. Нашим брендом должна быть экология", – говорит Елена Клюшникова. 

"По туризму слишком много значения придается одной „Бирюзовой Катуни”. Нужно уделять больше внимания рекреационным ресурсам степной зоны Алтая", – соглашается Александр Терентьев.

Налаживание диалога с общественностью и бизнесом.

"Задача  – донести до населения логику поступков власти и губернатора, продемонстрировать реальные успехи в социальной сфере и экономике.  Должна быть объективная оценка, а для этого нужен открытый всесторонний диалог со всеми институтами общества, с бизнесом. Полученная объективная оценка ситуации в крае – не персональная критика, а руководство к дальнейшей работе", – говорит Борис Трофимов.

Эффективное использование информационных ресурсов.

"Информационные ресурсы, которыми обладает администрация, при условии их грамотной организации могут обеспечить решение многих проблем, помочь в деле мобилизации населения и включения его в модернизационные процессы", – уверен Александр Терентьев.

Угрозы (T)

Кризис властных структур. 

"Слабая кадровая база ставит под угрозу выполнение всех заявленных проектов и программ. Отсутствие инициативы и боязнь брать на себя ответственность со стороны чиновников не позволяют в полной мере использовать потенциал края. Тенденция к назначаемости на муниципальном уровне. Дальнейшая потеря самостоятельности муниципалитетов, консервация неэффективных моделей управления, неспособность „назначенцев” решать проблемы территорий могут привести к падению авторитета власти, накоплению недовольства со стороны населения", – говорит Александр Терентьев.

"В кадровой политике, взаимоотношениях между администрацией края и муниципальными образованиями есть серьезные проблемы, которые могут обернуться кризисом власти", – предупреждает Виталий Сафронов.

Кризис в сельском хозяйстве.

"Возможен еще больший обвал в сельском хозяйстве, связанный с кадровой проблемой, разрушением основных фондов и износом техники. Следствием этого станет окончательное закрепление за краем статуса сырьевого придатка. Внимания глубокой переработке продукции сейчас уделяется недостаточно", – считает Терентьев.

Справка

SWOT – метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Поскольку SWOT в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям и отдельным людям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Александр Карлин:

Я человек из второго эшелона власти. Особенность второго эшелона в том, что однажды он становится первым.

(Из интервью "СК" 18 апреля 2009 года.)

Нужен политический вес

За оценкой сильных и слабых сторон деятельности губернатора Александра Карлина и мнением о том, в каких векторах двигается Алтайский край под его руководством, мы обратились к Наталье Зубаревич,ведущему российскому эксперту в области региональной политики, директору региональной программы Независимого института социальной политики.

Наталья Зубаревич,
директор региональной программы Независимого института социальной политики:

Плюс политики Александра Карлина, что край включился в федеральные проекты, связанные с рекреацией, и то, что территориально в проекте "Бирюзовая Катунь" соседствуют Республика Алтай и Алтайский край. То, что край начал делать к уже существующей и развивающейся Белокурихе, – это очень хороший результат. Понятно, что в развитии рекреационных проектов сыграл свою роль не столько губернатор, сколько раскрученный имидж Алтая. Но  край подал заявки, смог их провести через Минэкономразвития и получил эту туристско-рекреационную зону.

Второй – очень смешной результат – игорная зона. Наверняка со стороны региона много денег на это потрачено не было, но, что называется, голым местом в лужу сели: и федералы сели, и регионы. Это говорит о том, что заштампованная неразумность присутствует.

Дали жить существующей точке роста – Белокурихе. Не зажимали и не пытались отобрать бизнес у людей, которые ее раскручивают, – по российским меркам совсем неплохо. И даже какую-то поддержку начинают оказывать.

Плюс, что помогали Бийску в его продвижении как наукограда. Хотя потенциал у него небольшой, но это город с более высоким человеческим капиталом, и там более-менее правильно понимают источники роста. Понятно, что с Рубцовском ничего не выйдет, сколько бы ни бились, ни пытались впихнуть его в список моногородов. И нечего было задаваться этой целью: толку от этого списка ноль, почти все деньги получили Тольятти и еще пара городов. Все остальные просто торжественно сидят в этом списке.

Что плохо точно? Губернатор постепенно идет в направлении свертывания местного самоуправления. Понятно, что идет кампания по всей стране, не Карлин такой выдающийся, а страна такая, но он, похоже, старается быть первым учеником – и это плохо.

Чего ему не хватает? Ему отчаянно не хватает политического веса, чтобы поддерживать алтайских производителей, связанных с агропромышленным комплексом, в снижении тарифных, транспортных барьеров для выхода их продукции на российский глобальный рынок. Жаль, что нет таких возможностей, поскольку это очень важно.

Стоит обратить внимание на агропромышленный комплекс – это точка роста, но там огромное количество барьеров.

Край, где сельское и городское население распределяется почти 50% на 50%, – неизбежно в ближайшие 20–30 лет будет переживать значимую волну перетока из сел в города – это общая тенденция, но в аграрных территориях это происходит медленнее. Соответственно, очень сильно должна болеть голова о том, как  будет развиваться Барнаул, как создавать рабочие места в Бийске, Новоалтайске. Чтобы молодежь, уезжающая из села, не проезжала мимо края дальше. Но чтобы создавать качественные рабочие места,  институты и бизнес-климат в России должны быть несколько иными.

Понятно, что не губернаторские это возможности – поменять бизнес-климат в отдельно взятом регионе, поскольку, по статистике, на одного регионального чиновника в среднем приходится 2,7 федерального чиновника территориальных органов власти, и губернатор над ними не властвует никаким образом. Как правило, у губернаторов в наших институциональных условиях два рычага влияния. Первый – это политический вес: когда дедушка Шаймиев мог перетащить на себя много федеральных денег Татарстану и создать ему особые условия. Второй рычаг – в пределах своих возможностей снять удавку с шеи бизнеса, чтобы он получил немного большую степень свободы.