сентябрь 17, 2010
Самые сильные эмоции за время двухнедельного путешествия по Горному Алтаю супруги Наталья и Игорь Бычковы испытали на обратном пути, когда автобус "потерял" часть их багажа. Но это было только начало…
– Мы возвращались на автобусе из Артыбаша в Барнаул. В какой-то момент наш автобус начал тормозить и сдавать назад. Когда остановились, мы вышли и увидели на обочине мешок одной из пассажирок нашего автобуса. А нашей сумки нигде не было, – вспоминает Наталья Бычкова.
Сумка с вещами, туристическим снаряжением, жестким диском, фотоаппаратурой, сувенирами и подарками так и не нашлась. По подсчетам владельцев, их ущерб составил около 24 тысяч рублей.
– Для нас это был шок, потому что в той сумке было, как в фильме, "все, что нажито непосильным трудом", – говорит Наталья. – Водитель стал обещать, что возместит нам стоимость потерянного, написал расписку на 20 тысяч рублей.
А дальше – неоднократные звонки хозяев автобуса, частного перевозчика фирмы "Макс", их бесконечный торг с владельцами потерянной сумки. Супругам Бычковым предлагали 20, 15, 12 тысяч рублей, но не спешили их отдавать. В барнаульском автовокзале, куда Наталья Бычкова обратилась с жалобой, ей сообщили, что, поскольку речь идет об "извозчике частном", вокзал помочь не может.
– Конфликт будет разрешаться в суде, – однозначно заявил Евгений Максимов, директор и владелец фирмы "Макс", на автобусе которой ехали супруги Бычковы.
– Что важно, водители автобуса еще и билеты своим пассажирам отказывались выдавать: Бычковы буквально вытребовали у них проездные документы, – говорит Андрей Сухов, юрист семьи Бычковых.
– Автовокзал не имеет никакого отношения к этому инциденту. Ответственность за багаж (кладь, размеры которой превышают 120х180 см) несет автоперевозчик, пассажир – за ручную кладь, – говорит Нина Богданова, заместитель директора барнаульского автовокзала. – Любые претензии предъявляются к перевозчику, автовокзал не имеет собственного транспорта, он заключает договоры с перевозчиками, продает билеты, в том числе и багажные, и организует посадку пассажиров в автобусы. Мы знаем ситуацию, о которой идет речь. Но нам непонятно, почему человек, потерявший багаж, обратился с письменной жалобой к дежурному автовокзала спустя семь или девять дней после случившегося. Обязанности дежурного – принять жалобу, поставить входящий номер документа и передать ее перевозчику.
Как сообщили в Алтайской краевой общественной организации по защите прав потребителей, в таких случаях, если конфликт не решается, у потерпевшей стороны один путь – искать правды в суде.
Супруги Бычковы так и сделали: суд сейчас рассматривает их исковое заявление.
При потере багажа в первую очередь необходимо зафиксировать сам факт потери. Если мы говорим о поезде, то нужно обратиться к проводникам, если о самолетах, то к агенту у стойки авиакомпании, если багаж потерян в автобусе – к водителю. Заявление составляется в двух экземплярах. В случае с самолетом, если сданный на время багаж так и не найдется, то по багажной квитанции пассажиру компенсируют ущерб – по зафиксированному в ней весу. Транспортным кодексом установлены тарифы, по которым возмещается ущерб. Но замечу, что автобусное сообщение – наименее регулируемая сфера транспортных услуг, и зачастую приходится в судебном порядке требовать возмещение убытков. Здесь важно в суде доказать, что в багаже находились ценные вещи. Купив новые вещи на замену потерянных, у перевозчика можно потребовать компенсацию, возмещающую их стоимость. Также Законом "О защите прав потребителей" предусмотрена компенсация морального вреда независимо от возмещения суммы основного долга.