сентябрь 21, 2010
В Бийске набирает силу скандал, связанный с территорией бывшего химкомбината, а позднее завода "Полиэкс". Ветераны предприятия заявляют о том, что 17 тыс. листов архива, хранившихся ранее в режимно-секретном отделе, были сожжены этим летом в одной из котельных города.
Сегодня любой желающий может проникнуть на территорию "Полиэкса" и набрать себе коллоксилина столько, сколько захочет.
Дмитрий Лямзин
Еще 2 сентября на общественных слушаниях, организованных движением "Ветераны-пенсионеры ВПК г. Бийска", представители краевой администрации, обсуждая комплекс мероприятий по утилизации опасных отходов производства, сообщили о наличии необходимых архивных документов у "Полиэкса". К их числу относятся схемы коммуникаций и сетей взрывоопасных зданий, схемы внутренних межцеховых коммуникаций, канализационных трасс, пожарных трубопроводов, гидрантов, водяных скважин. Присутствовавший на слушаниях управляющий делами "Полиэкса" Владимир Максимов тогда промолчал.
Как утверждают местные общественники, архивы химкомбината были сожжены еще в начале июня 2010 года в котельной Бийской мебельной фабрики. В огне сгорело 17 тыс. листов ценных документов — чтобы их вывезти, нужен целый КамАЗ с нарощенными бортами и полуприцепом!
"Нет документов — нет и многих проблем. Как теперь, допустим, доказать, что с предприятия было вывезено и распродано огромное количество ценного оборудования? — рассуждает бывший начальник 1-го отдела Бийского химкомбината, один из ведущих специалистов снаряжения твердотопливных большегабаритных изделий Юрий Иноземцев. — Архивы занимали площадь в 36 кв. метров. Стеллажи стояли в двух комнатах. На многих из документов имелся гриф "СС" или "С". Там были паспорта изделий, которые до сих пор являются серийными. Если случится какая-нибудь авария с изделием, то в поисках причин придется обращаться в массу НИИ, занимавшихся разработкой отдельных блоков. А в архивах "Полиэкса" была исчерпывающая информация. На основании чего были уничтожены документы государственной важности? Банкротство — не повод для уничтожения такого рода документации. В конце концов эти бумаги могли быть переданы на хранение в ФНПЦ "Алтай".
По мнению другого жителя Бийска, полковника ФСБ в запасе Георгия Булахова (ныне — помощник депутата АКЗС Глушковой), были сожжены не только сведения, составляющие государственную тайну, но и документы исторического значения вроде постановления Совнаркома СССР и указов, подписанных первыми лицами государства в начале 1950-х годов. Любой историк мог бы найти в них бесценные сведения о том, как на востоке Советского Союза создавался оборонный щит страны. "Это большая глупость. Чтобы решить судьбу архива, предварительно необходимо было создать комиссию из компетентных специалистов. Представляете, был уничтожен документ о создании химкомбината, подписанный еще Сталиным! Для 300-летней истории Бийска архив был бесценен", — говорит он.
Мы неоднократно пытались выйти на связь с управделами "Полиэкса", чтобы выяснить причины, по которым были сожжены ценные документы. Однако ни на телефонные звонки, ни на SMS он упорно не отвечал. Что касается конкурсного управляющего Петрущенкова, жителя Москвы, то он в Бийске появляется редко.
Виталий Ряполов, вице-губернатор Алтайского края, 15 сентября сообщил "ВД", что ему уже доложили информацию, которая содержится в выступлении бийских общественников. "Но мне пока сложно что-то комментировать. Будем разбираться. "Полиэкс" — это режимное предприятие", — сказал он.
В свою очередь, наш эксперт, руководитель Алтайского представительства некоммерческого партнерства "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" Сергей Пупков заметил: "Странное решение — сжечь архив. Но вместе с тем и совершенно типичное для людей с психологией временщиков".