сентябрь 22, 2010
Как уже сообщалось, 17 сентября Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу депутата Алтайского краевого Заксобрания Игоря Вольфсона на монополию "Единой России" на руководящие должности в краевом парламенте. Заместитель председателя АКЗС Сергей Землюков оппонировал Вольфсону в этом процессе.
Он ответил на вопросы корреспондента altapress.ru и озвучил свою позицию в ответ на обвинения оппозиции в "захвате всех руководящих должностей".
Сергей Землюков, вице-спикер Алтайского краевого законодательного собрания.
Олег Богданов
По мнению вице-спикера, обращение депутата Вольфсона в суд основывается прежде всего на его личном интересе занять оплачиваемую должность.
В жалобе депутата Вольфсона ставился вопрос о проверке конституционности некоторых положений 184-го федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Устава Алтайского края и двух краевых законов - о краевом Заксобрании и о статусе депутата. Он в жалобе указал, что в этих законах имеются противоречия, которые препятствуют осуществлению его трудовых прав как человека и гражданина занимать должности на освобожденной основе в АКЗС и способствуют ущемлению его политических прав как депутата, в связи с принадлежностью к оппозиционной партии КПРФ.
Вольфсон полагал, что его трудовые права были нарушены путем бездействия со стороны руководства АКЗС. Действительно, работа на постоянной основе ему предоставлена не была, так как к этому не было никаких правовых оснований. Правомерность нашей позиции подтвердили не только районный и Краевой суды, но и Верховный Суд России, который в итоге отклонил его ходатайство.
Вольфсон также указал в жалобе, что не был избран на пост председателя комитета по местному самоуправлению по политическим мотивам, т.к. он является членом компартии. Но по уровню своей компетенции, опыту работы Стелла Штань имела ряд преимуществ по сравнению с Вольфсоном. Перед избранием депутаты коллегиально обсуждали каждую выдвинутую кандидатуру на должность председателя комитета, и за кандидатуру Штань проголосовали не только члены "Единой России".
Заметьте, что уже после избрания на сессии председателя комитета по местному самоуправлению, на заседании комитета рассматривался вопрос о работе депутата Вольфсона на освобожденной основе без указания конкретной должности. При этом решения фракции КПРФ о выдвижении его кандидатуры в комитет официально не поступало. Почему же фракция не ставила вопрос о работе Вольфсона на постоянной основе?.. Может быть, потому, что в течение года после того, как он перестал быть председателем комитета по местному самоуправлению АКСНД IV созыва, он получал компенсацию, и не обращался во фракцию с такой просьбой?..
Комментируя г-н Землюков признал, что все девять оплачиваемых постов принадлежат "Единой России", отметив при этом, что руководящие должности распределены между разными фракциями практически пропорционально их численности, а преобладание "единороссов" на руководящих постах логично и политически обоснованно.
Соотношение между численностью фракций АКЗС и занятых их представителями руководящих должностей на постоянной и непостоянной основе следующее: "Единая Россия" - 66% депутатов, доля занимаемых должностей единороссами – около 70%. Численность "Справедливой России" 13% от общего количества депутатов, а занимают они 16% постов. У фракции ЛДПР почти 9% своих представителей, из которых среди руководителей – 10% представителей этой фракции, у КПРФ – 10% депутатов и 2,7% на руководящих должностях.
В этом ничего необычного нет. Любая партия, находясь у власти, постарается обеспечить представительство на руководящих постах, прежде всего, "своих" – для того, чтобы проводить политику, которую они отстояли во время выборов. Это нормальная мировая практика. А иначе зачем же тогда бороться за власть? Чтобы, придя к власти через выборы, взять и отдать ключевые руководящие посты другим партиям? Каждая партия борется за голоса избирателей, добивается, чтобы избиратель поверил ей, чтобы победить на выборах, чтобы затем, имея большинство в правительстве и парламенте, проводить свою политику, реализовывать свою программу. Пожалуйста, уважаемые партии, завоевывайте голоса избирателей, получайте две третьих, три четверти мест, и будете тогда претендовать на какие-либо посты!
Сейчас в Заксобрании на освобожденной основе работают 9 депутатов, а в предыдущем созыве, где была монополия другой партии, было 14 таких депутатов – то есть произошло сокращение количества оплачиваемых должностей.
Вице-спикер подчеркнул, что на руководящие должности могут претендовать представители всех партий, но основой выдвижения должны быть не политические мотивы "уравновешивания" в распределении постов и т.п., а в первую очередь профессиональные качества. По его мнению, "позиция любой партии в парламенте представлена, и никто не запрещает депутатам от фракций выступать на сессиях и в СМИ, никто не ограничивает право фракции голосовать так, как она считает нужным".
В заключение он отметил, что "деятельность депутата и на освобожденной, и на неосвобожденной основе с точки зрения осуществления его полномочий и отстаивания интересов избирателей практически не отличается".