сентябрь 28, 2010
Сегодня мы начинаем освещение темы, которая еще широко не обсуждалась предпринимателями не только Алтайского края, но и всей страны. Но эта тема имеет для малого и среднего бизнеса очень серьезное, может быть, даже решающее значение. Речь идет об отмене единого социального налога, который был заменен страховыми взносами. Все бы ничего, но размер этих взносов с 2011 года увеличивается, что повлечет за собой рост налоговой нагрузки. По самым осторожным оценкам экспертов, делать это сейчас не совсем разумно, а по самым радикальным — смертельно для российского предпринимательства.
Сегодня мы публикуем статью члена Алтайского союза предпринимателей Татьяны Лариной,а также два комментария специалистов. В свою очередь редакция газеты "Ваше дело" надеется, что тема очередной налоговой реформы, затеваемой государством, не оставит равнодушными других предпринимателей и экспертов. Ваши мнения и комментарии мы готовы опубликовать.
— С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), ТОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Кому выгодно это передергивание? Зачем вводили ЕСН и почему опять вернулись к страховым взносам? Под кого теперь строятся финансовые потоки, создавая новые заморочки для предпринимателей?
Предприниматели, привыкшие к постоянной чехарде, к ежегодной смене всех форм отчетности и постоянным изменениям реквизитов для налоговых перечислений, даже не отреагировали на реформу. Хотя она предполагает и усложнение отчетности, и увеличении количества проверяющих инстанций.
С 2011 года размер страховых взносов увеличится. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, — с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), — с 14% до 34% (в 2,5 раза).
Напоминаем, что с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются — п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Данный лимит индексируется ежегодно. Теперь давайте посчитаем, к чему приведут эти изменения.
Известно, что на предприятиях крупного бизнеса, как правило, работающих на общей системе налогообложения, а также в госучреждениях, банках и в крупных городах (Москва, Петербург и пр.) зарплаты довольно высокие. Среднемесячная составляет не менее 50 тыс. рублей на одного работника.
Пример 1
50 000 рублей в месяц, или 600 000 рублей в год, — средняя зарплата 1 работника.
26% от 600 000 рублей — 156 000 рублей в год.
34% от 415 000 рублей будет составлять 141 100 руб. в год.
Пример 2
100 000 рублей в месяц, или 1 200 000 рублей в год, — средняя зарплата 1 работника.
26% от 1 200 000 рублей — 312 000 рублей в год.
34 % от 415 000 рублей будет составлять 141 100 рублей в год.
Итого: 170 900 рублей — дополнительной прибыли.
Вывод:для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях очевидна тенденция к их уменьшению. Наверное, поэтому крупный бизнес и помалкивает, да и у разработчиков закона, видимо, зарплата не низкая и бизнес не мелкий.
У субъектов малого бизнеса средний уровень заработной платы колеблется от 15 до 30 тыс. рублей в месяц. Теперь посчитаем их страховые отчисления.
Пример 3
15 000 рублей в месяц, или 180 000 рублей в год, — средняя зарплата 1 работника.
14% от 180 000 рублей — 25 200 рублей в год.
34% от 180 000 рублей будет составлять 61 200 рублей в год.
Дополнительная нагрузка:36 000 рублей.
Пример 4
30 000 рублей в месяц, или 360 000 рублей в год, — средняя зарплата 1 работника.
14% от 360 000 рублей составляет 50 400 рублей в год.
34% от 360 000 рублей будет составлять 122 400 рублей в год.
Дополнительная нагрузка: 72 000 рублей.
Пример 5
35 000 рублей в месяц, или 420 000 рублей в год, — средняя зарплата 1 работника.
14% от 420 000 рублей составит 58 800 рублей в год.
34% от 420 000 рублей будет составлять 142 800 рублей в год.
Дополнительная нагрузка:84 000 рублей.
Как видно из расчетов, при среднемесячной зарплате 50 тыс. и 35 тыс. рублей сумма налога становится практически одинаковой. При средней зарплате от 35 тыс. рублей начинается увеличение прибыли. Но такую зарплату малый бизнес платить не может.
Именно для субъектов малого и среднего бизнеса были введены налоговые спецрежимы, и в частности ЕНВД, который предполагается отменить с 2012 года для большинства видов деятельности. Заметим, что при встречах с президентом в 2009 году у представителей малого и среднего бизнеса не было жалоб на систему налогообложения. Предприниматели просили помочь им в преодолении административных барьеров и тотального контроля.
Еще проверки, коррупция, кризис не преодолены, еще не почувствовал бизнес результатов президентской помощи, а налоговые ухудшения уже грядут неумолимо. В результате всех нововведений налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается в 2011 году в 2–2,5 раза, а с 2012 года — в 3–3,5 раза.
Если декларации президента о поддержке малого бизнеса и необходимости формирования среднего класса — не популистские лозунги, то деятельность разработчиков новых налоговых законов можно квалифицировать как противогосударственную по следующим причинам.
1. Это ведет к разорению малого бизнеса. Ведь деятельность малого бизнеса в нашей стране сопряжена с огромными трудностями и затратами. И при этом является малодоходной. Любое ухудшение приведет к массовому закрытию мелких предприятий. Правда, на статистике это не отразится, так как вначале будет попытка спасения бизнесов и начнется поголовная регистрация ИП с целью минимизации налогов с ФОТ. К увеличению численности субъектов МСБ приведет и дробление в связи с уменьшением численности наемных работников до 15 человек для оставшихся на ЕНВД в 2011 г.
2. Это ведет к уходу "в тень" малого бизнеса (к возвращению к практике "серых" зарплат, сокрытию оборотов) и, как следствие, к усилению фискальной деятельности всех органов, а значит, к новому витку коррупции.
3. Это ведет к полной социальной незащищенности наемных работников (сокращения, реальное уменьшение заработной платы, потеря социального пакета), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы (люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспеченным гражданам (на самом деле получающим зарплату в конвертах).
4. Это ведет к потерям местных бюджетов, так как произойдет резкое снижение собираемости налогов с ФОТ. Крупный бизнес будет платить значительно меньше, а мелкий не сможет платить те суммы, которые ему заботливо определили государственные чиновники, радеющие о его развитии. Кроме того, снизятся отчисления и по ЕНВД. Предполагаемые отчисления с патентов в местные бюджеты — это комбинация из трех пальцев. Так как на патентах окажется ничтожное количество видов предпринимательской деятельности. Розничная торговля и общепит на патенты переводиться не будут.
5. Это ведет в конечном счете к недоверию к государственной власти, к потере всякой надежды на возможность жить и честно работать в своей стране.
Алтайский союз предпринимателей со своей стороны предлагает:
1. Прекратить лихорадить малый и средний бизнес и остановить все реформы налогообложения, в том числе изменения налоговой ставки с ФОТ и отмены ЕНВД.
2. Предоставить право добровольного выбора представителям МСБ любых налоговых режимов.
3. Не отменять государственного регулирования тарифов на электроэнергию.
Возьмем для примера среднестатистического представителя малого бизнеса, занимающегося торговлей и работающего на ЕНВД в центре Барнаула. Этот вид деятельности проще всего просчитать. Да и пока что в Алтайском крае торговлей занимается большая часть предпринимателей, так как условий для развития производства практически нет.
Он имеет три торговые точки площадью 50 кв. м каждая и уплачивает ЕНВД в сумме 385 200 рублей в год — 10 700 рублей (в месяц за 50 кв. м) х 3 (точки) х 12 (месяцев).
Он имеет 15 наемных работников с фондом заработной платы 2 700 000 рублей в год.
1. Продавцы (по три в каждом отделе). Девять человек. Они получают по 10–12 тыс. рублей. Итого: 100 тыс. рублей.
2. Работники склада. Два человека. Они получают по 15 тыс. рублей. Итого: 30 тыс. рублей.
3. Товаровед. Один человек. Получает 20 тыс. рублей.
4. Водитель-экспедитор. Один человек. Получает 15 тыс. рублей.
5. Менеджер розничной сети. Один человек. Получает 25 тыс. рублей.
6. Бухгалтер. Один человек. Получает 20 тыс. рублей.
7. Юрист по совместительству. Один человек. Получает 5 тыс. рублей.
8. Техничка и дворник. Два человека. Получают по 5 тыс. рублей.
Итого: 225 тыс. рублей в месяц, или 2,7 млн. рублей в год.
Расчеты даны без ежегодной индексации коэффициентов ЕНВД и без учета инфляции, которая предполагает увеличение зарплат и оборотов, а следовательно, и увеличение суммы налоговых отчислений. К этому нужно прибавить дополнительные расходы торговых предприятий на обязательное приобретение ККТ и ежегодное приобретение ЭКЛЗ, ежегодный необузданный рост тарифов на электроэнергию и другие ресурсы, увеличение налогов на землю, грядущую кадастровую оценку имущества, от которой можно ожидать нового витка роста налогов.
Алексей Хомутов,
заместитель управляющего отделением ПФР по Алтайскому краю:
Единый социальный налог (ЕСН) отменен исключительно в целях правового урегулирования вопросов обязательного социального страхования в России. Ошибочность решения о вводе ЕСН стала очевидна уже на второй-третий год его применения. Администрирование органами Федеральной налоговой службы (ФНС) платежей, прежде всего страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), которые по своей правовой и социальной природе не являются налогом, было низкоэффективным.
Взыскание задолженности по уплате страховых взносов на ОПС в 2002–2004 годах осуществлялось ФНС по остаточному принципу и в пользу федерального бюджета. Наделение органов ПФР (с большим опозданием!) функциями взыскания задолженности в судебном порядке, а еще позже — в бесспорном порядке проблему не решило. Задолженность по уплате страховых взносов на ОПС по итогам восьми лет существования ЕСН в Алтайском крае составила порядка 3 млрд. рублей. И эта сумма — не просто долги хозяйствующих субъектов перед государством, а несформированные (нарушенные) пенсионные права конкретных граждан.
При оценке предстоящего увеличения ставок страховых взносов на все виды социального страхования представителями бизнес-сообщества неправильно трактуются причинно-следственные связи. Увеличение ставок — мера вынужденная как раз потому, что в общих расходах работодателей зарплатная составляющая сегодня непозволительно мала. Предел облагаемой базы в 415 тыс. рублей установлен из того расчета, что среднемесячная заработная плата в размере 35 тыс. рублей — это оптимальный минимум.
Приведенные примеры по среднемесячной зарплате в Москве и Санкт-Петербурге в отношении Алтайского края смотрятся издевательски, так как, по статистическим данным, за I полугодие текущего года в Алтайском крае среднемесячная зарплата едва составила 11 тыс. рублей, а в агропромышленном секторе и того меньше — 6,3 тыс. рублей.
Постоянно звучащие утверждения о том, что повышение ставок страховых взносов приведет к "уводу заработной платы "в тень", мягко говоря, спорны. При взгляде на "сиротскую" статистику по заработной плате у меня возникают вопросы: разве 11 тыс. рублей — это и есть истинный размер среднемесячного дохода среднестатистического наемного работника? В таком случае повышение тарифов тем более оправданно. Если работодатель не обеспечивает наемному работнику достойную оплату труда, то государство обязано позаботиться о формировании пенсионных прав наемных работников, вменив в обязанность работодателю уплачивать "отложенную часть заработной платы", каковой и являются страховые взносы на ОПС, в большем размере.
Проблема "теневой" заработной платы существовала всегда, существует и в настоящее время. Социально безответственным работодателям дополнительные причины для уплаты большей части заработной платы "в конвертах" не нужны. Работодатели, понимающие социальную значимость страховых взносов и их предназначение, будут начислять и уплачивать их в обычном режиме.
Повышение с 1 января 2011 года суммарной ставки социальных налогов с 26% до 34% означает, что налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую систему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по УСН и ЕНВД, возрастет в 2,4 раза.
Наивысшей ставка будет для тех отраслей, где заработная плата средняя и ниже средней. Увеличение налогового пресса придется в первую очередь на отрасли обрабатывающей промышленности, которая и так сильно падает, на науку, образование и здравоохранение. При этом эффективная налоговая ставка будет существенно ниже в финансовом секторе (24%) и в сфере добычи полезных ископаемых (26%).
Иными словами, новая система ухудшает положение предприятий, где зарплаты невысоки, и, напротив, улучшает положение компаний, где велика доля высоких и сверхвысоких зарплат. Дело в том, что ставка 34% применяется только до уровня зарплаты 415 тыс. рублей в год, а с доходов выше этого налог платить не надо.
Малые и средние предприятия, попавшие под такой пресс, неизбежно станут применять схемы "налоговой оптимизации", приток инвестиций уменьшится, существенно сократится доходная часть бюджета, зарплата уйдет "в тень", сократится количество рабочих мест, уменьшится поступление налогов на доходы физических лиц. Истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка.
Одним из самых негативных последствий этой реформы станет даже не увеличение платежей, а появление новых контролирующих органов. Помимо налоговиков осуществлять функцию контроля будут Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Кроме того, в связи с тем что контрольными полномочиями будут наделяться внебюджетные фонды, количество финансовых контролеров возрастет в пять раз. Расширятся и полномочия контролирующих органов. Так, Пенсионный фонд получит право списывать недоимку по страховым взносам со счетов предприятий без решения суда.
Подводя итоги, отмечу, что рассматриваемые реформы вряд ли существенно пополнят бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Более эффективно совершенствование российской налоговой системы. Она сегодня неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную, социальную функции. Она не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это.