сентябрь 29, 2010
"Рекламу-то Знаменке хорошую сделали, в этом году шесть человек приехали – хотят строиться…" Глава сельсовета Юрий Гельмель живет в этом селе Славгородского района не один десяток лет и за это время перевидал многое. Как рушился местный совхоз, как целые семьи срывались с места и уезжали туда, где есть работа. "20 лет в селе никто не строился", – говорит он. "Виновники" этой рекламы – новосибирцы Александр и Елена Гринишины. Впервые попав сюда в 2009 году, они влюбились в это село и задумали проект его развития. "Мы собираем единомышленников, – говорят они. – Тех, кто хочет развивать здесь бизнес в гармонии с природой, кто хочет жить и работать в поселке XXI века".
Кто знает, почему на одном участке Земли у тебя отдыхает душа, а на другом ты ощущаешь лишь "суету сует и томление духа"? Загадка… Гринишины попали в Знаменку в трудный для Елены момент: она ждала ребенка, и им обоим (ей и не родившейся еще малышке) было худо.
– Я просто сходила с ума, а врачи ничего не могли сделать, – вспоминает она.
В Знаменку она приехала с новосибирскими целителями. Уехала – хвори как рукой сняло.
– Это место меняет энергетику, – рассказывает Александр. – Я разок искупался в Кулундинском озере: ложусь спать, снятся интересные сны. В три часа ночи подскакиваю – спать не хочется. Рассветы розовые, небо сияет. То лето (а это было в 2009-м) было влажным, все цвело, идешь к озеру – голова от запахов кружится. А жители спокойные и дружелюбные.
Александр вырос в небольшом городе-саде в Казахстане, жил в Новосибирском академгородке (считай, город-лес) и хочет, чтоб дети тоже росли в чистом, здоровом месте. Поездка в Знаменку и навела супругов на мысль: может, это и есть то самое место?
Гринишины из тех людей, кто в окружающем мире видят и читают тайные знаки. После долгих поездок в тех местах остановились у своего будущего дома, на спидометре пять семерок. А ведь и в номере их машины одни семерки – чудеса! Пошли купаться, вдруг среди облаков – гало вокруг Солнца.
– Добрый знак. Озеро нас приняло, – уверен Александр.
Золотые времена у Знаменки, казалось, закончились навсегда еще в середине 1960-х. Тогда село потеряло статус райцентра и местная элита потянулась в иные края, а вслед за ней и средний класс. В лихие 90-е ушел в небытие крупный совхоз "Знаменский" – пошла новая волна миграции. А тем временем село стали осваивать томичи и новосибирцы, покупая и снимая домики под летние дачи. Городские дамы в шикарных шляпках и собачкой под мышкой, бредущие на озеро принять соленые ванны, – такая вот нередкая для сегодняшней Знаменки картинка.
Энергия человека часто бывает заразительной: Гринишиных услышали местные жители.
– Мы просто сказали им: верим, что здесь можно многое сделать, – продолжает Александр. – Они тут же передали это местным бизнесменам, те организовали нам встречу с главой района, который собрал всех своих заместителей…
Поддержка со стороны сразу двух глав – района и сельсовета – до сих пор кажется Гринишиным чем-то невероятным. Три года пытались они вместе с единомышленниками построить экопоселок под Новосибирском, но даже земли не получили. А тут...
– Поддерживаю, потому что за свое село болею и по должности, и как человек, – объясняет Юрий Гельмель.
По жизни Александр – предприниматель, до недавнего времени руководил оптовой компанией по продаже стройматериалов. Но одно дело – развивать свой бизнес, другое – целый поселок: тут нужны и особые идеи, и немалые деньги. Больших денег у супругов нет, потому и ждут тех, кто тоже почувствует энергетику этого места и захочет строить здесь село XXI века. Встраивая его в уже существующее.
А что касается идей... В первый же год знакомства со Знаменкой Гринишины с коллегами организовали выезд в это село студентов Новосибирской архитектурно-художественной академии. Ребята разработали 20 учебных генпланов – 20 взглядов на будущее в рамках курсовых проектов. Уже эти ученические работы говорили: место небезнадежное!
В самом деле, берег в районе села не обустроен, свободные земли для агробизнеса есть, электричества – море (стоит мощная подстанция). Для лечебного отдыха – море-озеро, для экотуристов – птичий рай: поговаривают, что здесь встречали фламинго…
О том, что непременно должно быть в этом поселке будущего, Гринишины уже точно знают: например, здоровые и недорогие дома – вроде тех экодомов, что уже строят в Новосибирске. Требование к новому бизнесу одно: не наносить вреда природе. Ну а уж жизнь, полагаю, сама отделит фантазии от реальности...
"Алтайская ярмарка" поддерживает этот уникальный проект – мы познакомились с ним на выставке "Строительство. Благоустройство. Интерьер-2010". А в августе мы провели в Знаменке традиционный корпоративный отдых.
Вместе с Александром и Еленой мы провели мозговой штурм, обсудили плюсы и минусы их проекта. Что здесь важно? Во-первых, получить качественный генплан. Думаю, огромное количество наших деревень получат некачественные генпланы, которые можно будет спокойно положить в стол и забыть о них. В Знаменке особенно важно, чтобы берег озера не разобрали на участки, необходимо спланировать развитие единым комплексом.
Во-вторых, нужно привлечь к реализации проекта местных жителей, учесть их интересы. Местные жители все эти годы видели только разрушение. Чтобы этот вектор начать разворачивать в другую сторону, нужны большие и общие усилия.
Знаменка – село в Славгородском районе, центр поселения, которое объединяет еще две небольшие деревеньки, основано переселенцами из Украины в 1884 году. Сегодня здесь живут 1 300человек.
Самое крупное предприятие – "Степной оазис" (бывший лесхоз). Есть больница, школа, детсад, грязелечебница.
Кулундинское озеро – самое большое озеро в крае, расположено в 64 км восточнее Славгорода. Озеро неглубокое, вода слабосоленая, зимой не замерзает.
Проект Александра и Елены Гринишиных планируется развивать на территории всего Знаменского сельсовета. В нем девять направлений: планирование и строительство, разработка и внедрение инженерных систем, демонстрация научных разработок, их внедрение в производство, центр сельского хозяйства, животноводство, конно-спортивный центр, центр досуга и туризма, здоровье, центр духовного развития семьи и человека.
P.S. Возрождать села в Алтайском крае хотят не только супруги Гринишины: по данным Алтайской краевой общественной организации "Сотворение", в крае есть еще восемь площадок, на которых горожане хотят строить новые села. В ближайших номерах "СК" мы расскажем и о других проектах.