Алтайские дороги не смогут окупить минимум сервиса, который им нужен

октябрь 5, 2010

Начало цивилизованного обустройства придорожного сервиса в Алтайском крае можно отсчитывать с 2008 года, когда этим вопросом активно занялись краевые власти и приняли соответствующую программу, задав определенные стандарты. Однако земельные участки, которые тогда бросились осваивать инвесторы, к текущему моменту остались без построек. Кто-то заморозил проекты, кто-то от них отказался. Планомерным развитием КДС занимались преимущественно те предприятия, которые давно работают в этом бизнесе и сами чувствуют потребность что-то менять.

Автомобиль.
Михаил Хаустов

"Ваше дело" попыталось выяснить у представителей власти и бизнеса, можно ли встроить придорожный сервис, который создавался стихийно, в рамки стандартов, и насколько предприниматели готовы соответствовать таким стандартам.

"50% КДС требуют доработки"

Начальник отдела дорожного сервиса КГУ "Алтайавтодор" Владимир Дубровский уверен, что в Алтайском крае можно построить КДС стоимостью 100 млн. рублей и он будет приносить прибыль. Собеседник рассказал о том, к какому идеалу пытаются привести этот бизнес дорожники и краевая власть.

— Сегодня в крае действует около 600 объектов дорожного сервиса. Все ли из них можно назвать комплексами?

— Мы стремимся к тому, чтобы любой объект сервиса возле дороги сочетал минимально необходимый комплекс услуг. Но в число 600 включены все предприятия, которые работают в крае еще с 1990-х годов. При этом номенклатура объектов в них различна. Мы практически убрали из придорожной зоны вагончики и заправки контейнерного типа. Современный комплекс сервиса должен стоить не менее 100 млн. рублей.

"Дополнительные сервисы окупаются лояльностью"

По словам главного инженера "НК "Роснефть" — Алтайнефтепродукт" Сергея Попкова, довести дорожный объект до уровня комплекса под силу не каждой компании, тем более что дополнительный бизнес может долго оставаться только дополнительным.

— Ваша компания активно инвестирует в переоборудование АЗС в комплексы придорожного сервиса. Какова цель этого проекта?

— Мы работаем в составе крупнейшей отечественной нефтяной компании "Роснефть", сбытовая сеть которой насчитывает 1,7 тыс. АЗС на большей части территории страны. В этом году мы запланировали переоборудовать восемь АЗС в автозаправочные комплексы (АЗК) и на федеральных трассах, и в населенных пунктах. Это современные сооружения нового поколения, оснащенные в соответствии с последними техническими достижениями. Оборудование комплексов позволяет предложить клиентам спектр услуг — от мини-маркетов, до банкоматов и платежных терминалов. Уже введены в эксплуатацию объекты "Роснефти" в Усть-Семе, Родино, Завьялово, Михайловском, Волчихе. Заканчивается реконструкция на федеральной трассе А-349 (Поспелиха), в селе Боровиха. До конца года еще один комплекс появится в Барнауле по Правобережному тракту. Все они выполнены в едином стиле, по типовым проектам.

"В России сложно что-то просчитывать"

Одним из примеров идеального дорожного комплекса часто называют объект компании "Грань Алтая" в Тальменском районе. Собственник компании Александр Бистерфельд считает, что для развития бизнеса не нужны стандарты.

— Часто краевые власти сетуют, что придорожный бизнес у нас развивался стихийно. Вы ведь тоже начинали в 1990-е годы. Каков был подход?

— Наш бизнес не носил стихийного характера. Я построил заправку, шиномонтажную мастерскую и двухэтажное кафе в районе Тальменки к 1999 году, через год сформировался комплекс. Все объекты мы планировали изначально, но вводили их постепенно по мере того, как менялись запросы людей, поток транспорта. КДС когда-то был таким же, как и весь "общепит": человек ставил на разнос первое, второе и компот и был вполне доволен. Сейчас рынок ушел вперед. Хотя проблем еще много, особенно с персоналом. За зарплату 15–20 тыс. рублей мы не можем подобрать себе ни официанта, ни бармена. Кто поверит, что приходится искать людей в Барнауле, поскольку в районе просто нет желающих работать?

"Предприниматели должны быть патриотами"

Глава администрации Поспелихинского района Петр Шрейдер не понаслышке знает, что такое проблемы в сфере дорожного сервиса. С начала руководства администрацией района он борется с неприглядными кафе на трассе и их владельцами. Вместе с тем г-н Шрейдер убежден, что и приходящие инвесторы не всегда преследуют цели, которые заявляют.

— Петр Петрович, вы в течение нескольких лет не могли решить проблему с предпринимателями, которые в вашем районе и с трассы уходить не хотели, и облагораживать свои объекты тоже были не готовы. Если посмотреть на эту ситуацию в целом, то почему все-таки вопрос решался так долго?

— Мне эта проблема досталась по наследству, и о причинах мне говорить некорректно. В том виде, в котором я получил эти кафе, приводить их в соответствие было достаточно сложно. Компромисс, который мы предлагали предпринимателям, они отвергли. Поскольку это требовало определенных затрат, а они надеялись, что с этих убогих объектов еще получат прибыль. Сегодня все-таки нужно выстраивать бизнес цивилизованно. Думаю, многое зависит от желания предпринимателей. Сейчас мы уже находимся в конце пути.  По трем кафе на трассе дела еще находятся на рассмотрении суда. В остальных случаях суд выносил решение о демонтаже незаконных построек. Поэтому придорожные объекты, которые не вписываются в современные требования, мы сносим. Для этого есть семь исполнительных листов. В этом году мы все-таки освободим место возле дороги.

На днях у нас открывается комплекс "Роснефти", а напротив мы планируем реконструировать кафе. Директор компании "Алтлэнд" Алексей Анцупов, который был рекомендован краем, получил у нас участок в аренду, но никакой работы он там не ведет.

Из чего состоит КДС

Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, утверждены постановлением правительства России "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода". Объект придорожного сервиса должен:

1.Осуществлять круглогодичный прием и обслуживание владельцев и пользователей транспортных средств с кратковременным и длительным сроком пребывания.
2. Обеспечивать освещение всей территории объекта в темное время суток.
3.Предоставлять возможность воспользоваться пунктом общественного питания, туалетом, прачечной, средствами связи, душевыми кабинами, мусоросборниками, охраняемой стоянкой транспортных средств.