октябрь 6, 2010
Такой масштабной реформы в бюджетной сфере России не было, наверное, с советских времен. Только в Алтайском крае к 1 июля 2012 года должны сменить статус 9 тыс. учреждений – от малокомплектных школ и районных музеев до больниц, вузов, администраций разных уровней и т. д.
И все же рискну предположить: статус учреждения, в которое мы отдаем деток учиться, куда идем лечиться, получать справки и т. п., большинство из нас мало волнует. Будут ли оказанные услуги качественными? Не придется ли нам с вами платить за все то, за что сегодня еще не платим?
Так или иначе федеральный закон № 83, определяющий реформу, принят. Готовы и многие другие необходимые документы, остальные – на выходе. Теперь важно понять, что и как будет происходить.
То, что было для граждан бесплатным, таковым и останется: от финансирования школ, больниц, театров, музеев и прочего государство отказываться не собирается – так, по крайней мере, утверждают разработчики новой реформы. Ведь здания, парты, койки, оборудование и многое другое будет по-прежнему принадлежать государству или муниципалитету и после изменения статуса (а точнее, типа) учреждения.
– Общий посыл реформы такой же, какой был в Федеральном законе № 122: мы не должны ухудшать положение учреждения на момент перехода, – пояснил "СК" Владимир Притупов, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края.
– На федеральном уровне закреплено, что нормативы затрат должны быть не меньше уровня 2009–2010 годов, – успокаивает Марина Клишина, первый заместитель гендиректора Центра исследования бюджетных отношений (Москва).
Что же меняется? Одно из главных изменений – степень свободы самих учреждений. Давайте сравнивать.
Сегодня. Учреждения финансируются по смете. В смете все по полочкам: это на зарплату, это на коммуналку и т. д. Понадобилось школе срочно заменить разбитое резвыми футболистами стекло? Подавай бумагу в казначейство и жди ответа. Если сметой это не предусмотрено, перекинуть деньги с одной статьи на другую практически невозможно. С другой стороны, стимулов экономить у такого учреждения нет: сколько сэкономишь, на столько и срежут смету на следующий год.
Более того, любая заработанная сверх сметы копеечка сначала, как правило, поступает в бюджет. Да, в учреждение она вернется. Но только после заполнения всех бумаг. В такой ситуации желание зарабатывать и проявлять инициативу есть, понятно, далеко не у каждого руководителя.
Завтра. Учреждение получит госзадание: проучить 100 учеников, пролечить 300 больных, провести 10 спектаклей. А за его выполнение – субсидию. Все дополнительные заработки останутся в распоряжении учреждения. А вместо сметы будут план финансово-хозяйственной деятельности и свобода распоряжаться финансами.
Соответственно, и срезать
сэкономленное никто не будет: субсидии выделят на основе заранее рассчитанных нормативов. Инициатива здесь не наказуема – сколько смогло учреждение заработать, столько оно может использовать на
развитие, зарплату, обучение сотрудников и т. п.
Впрочем, свободу получат отнюдь не все. И здесь мы вновь обратимся к сравнениям.
Самые "вольные птицы" – автономные учреждения. Заработали что-то сверх субсидий – молодцы. Вы вправе использовать их так, как считаете нужным. Автономными могут стать детсады, музеи, школы, больницы, институты и др. Выбор этого типа зависит от того, насколько сами они готовы зарабатывать и нести ответственность – государство за долги "автономки" не отвечает.
Самые же несвободные – казенные учреждения. Здесь, по сути, сохранится прежняя система бюджетного финансирования: казенные будут по-прежнему жить по смете и, если что-то заработают, все отдадут в бюджет.
– Новых возможностей для развития у казенных учреждений не появится, – продолжает г-жа Клишина.
На федеральном уровне список казенных учреждений определен: это органы госвласти, воинские части, система исполнения наказаний, больницы с особым статусом (например, психиатрическая) и др. А вот на уровне регионов и районов-городов казенными могут стать и другие – вплоть до детских садиков. Не все же, в конце концов, способны заработать на допуслугах. Так что для многих сегодняшних бюджетных организаций этот тип вполне может стать "спасительной гаванью".
А вот бюджетные учреждения нового типа будут, скажем так, промежуточными. С одной стороны, как и автономные, они по своему усмотрению смогут распоряжаться дополнительными заработками. С другой же – частичный контроль за расходованием средств со стороны госорганов в таких учреждениях сохраняется.
Многое в этой реформе пока, увы, остается неясным. К примеру, вопрос о качестве услуг. Ну, допустим, государство даст задание проучить 400 учеников. А как оно проверит, чему именно научили наших деток?
Разработчики отвечают: качество образования определено госстандартами и их соблюдение будет прописано в соглашении между новым учреждением и его учредителем, например районным управлением образования. Посложнее будет с музеями и театрами: тут вообще никаких критериев качества нет.
Разработчики уповают на создание подходящих условий, в которых сами учреждения будут изо всех сил стараться повышать качество. Рецепт этого известен: конкуренция. В хорошие школы и больницы потребители должны перетекать так же свободно, как они перетекают в театры и вузы. Соответственно, и деньги должны "ходить" за гражданами.
– Опыт такой у нас есть – например, родовые сертификаты, – говорит Марина Клишина.
По словам Владимира Притупова, в Алтайском крае выбран мягкий, поэтапный, путь вхождения в реформу – в течение полутора лет после вступления в силу федерального закона № 83. То есть к 1 июля 2012 года.
– Возможно ли банкротство новых учреждений бюджетной сферы?
– Нет, по федеральномузакону № 83 это невозможно. Но учреждение может быть ликвидировано.
– Может ли случиться, что имущество, нужное для лечения больных, обучения школьников или студентов, музейные ценности будут приватизированы?
– Контроль за деятельностью учреждений не прекращается. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью должны быть согласованы: в автономных учреждениях с наблюдательным советом, в бюджетных – с учредителем. В "автономке" каждый год обязателен аудит. Отчеты о работе учреждений всех типов должны публиковаться в Интернете.
На реализацию федерального закона от 8.05.2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" дается полтора года. Он вступает в силу 1 января 2011 года, смена статуса бюджетных учрждений должна произойти к 1 июля 2012 года.