Родственники героев проекта "Книга памяти, том 10-й" получили реликвии погибших фронтовиков

октябрь 8, 2010

30 сентября в барнаульском музее "Город" встречались люди разных возрастов, объединенные одной общей, близкой каждому в год 65-летия Победы темой: Великая Отечественная война и поиск ее солдат. Главными героями здесь были воины-земляки, поиск по которым успешно завершился в этом году: Николай Пильников, рядовой сформированной на Алтае 107-й (впоследствии 5-й гвардейской) стрелковой дивизии, и Григорий Калигин, младший лейтенант, командир экипажа 38-го бомбардировочного авиаполка.

Исследователь военной истории Евгений Платунов, внук красноармейца Николая Пильникова Геннадий Пильников, командир отряда «Алтай» Николай Чайка и его сын-поисковик Иван (слева направо) во время встречи зажгли поминальную свечу у портрета погибшего.
Тамара Дмитриенко

К установлению судеб воинов и поиску их родных проект "Свободного курса" "Книга памяти, том 10-й" имеет самое непосредственное отношение.

В окопе под Ельней

В прошлом году "СК" сообщал о том, что в ходе "Вахты памяти-2009" поисковый отряд "Гвардеец" из Смоленской области обнаружил в районе Ушаково останки 36 бойцов. Опознать по медальону-смертнику удалось лишь одного красноармейца: Николая Яковлевича Пильникова из Барнаула. 

Краевед-поисковик, консультант нашего проекта Евгений Платунов распространил  информацию о находке, полученную от командира "Гвардейца" Валерия Громова. На заметку откликнулась Майя Васильевна Равина – бывшая соседка Виктора Николаевича Пильникова, сына погибшего. Она рассказала, что ее отец и отец Виктора до войны работали вместе, и назвала нынешний адрес бывшего соседа. 

Дальше была волнующая встреча Евгения Платунова с сыном и внуком погибшего. Виктор Николаевич рассказал, что отец еще до Великой Отечественной успел поучаствовать в финской войне. С середины июня 1941 года находился на сборах в деревне Сухой Лог под Барнаулом. С началом войны был отправлен на фронт, прислал  два письма, в которых сообщал, что воюет в районе Ельни и Дорогобужа Смоленской области. А потом пришло извещение  из военкомата, что пропал без вести в сентябре 1941 года...

В середине апреля 2010 года поисковый отряд "Алтай", с командиром которого, директором Большеромановской средней школы и главой Табунского района Николаем Чайкой, наш проект поддерживает тесную связь, собрался на очередную Вахту памяти по следам сформированной на Алтае 312-й стрелковой дивизии. И мы попросили Николая Владимировича, будучи на Смоленщине, встретиться с ельнинским отрядом "Гвардеец" и привезти медальон-смертник красноармейца Пильникова на родину для передачи семье. Просьба была выполнена. 30  сентября табунские поисковики торжественно вручили внуку солдата барнаульцу Геннадию Пильникову реликвии, переданные смоленскими коллегами: солдатский медальон деда, ложку, найденную рядом с его останками, учетную карточку поднятого бойца, гильзу с землей с места гибели и высокую награду общественного признания – Суворовскую медаль "Ратнику Отечества".

Могила в тайге

Историю многолетнего поиска информации о летчиках, погибших при перегоне боевого самолета и похороненных в безымянной могиле под Зеленогорском Красноярского края, "Свободный курс" рассказывал в декабре прошлого года.

– В архиве Сибирского военного округа нашлась докладная командующему ВВС СибВО о катастрофе, случившейся 25 апреля 1942 года при перегоне самолета Пе-2 из Иркутска в Москву. Так стало известно, что командиром экипажа был наш земляк младший лейтенант Григорий Иванович Калигин, 1918 г. р. Он занесен в Книгу памяти Алтайского края по Тальменскому району, но как рядовой-пехотинец, – рассказывает  Евгений Платунов: – "...род. ст. Озерки, русский. Призв. 1941, рядовой. Умер от ран 13.05.1942. Похор. г. Канск Красноярского края…" С уточнения биографии Григория Калигина и поиска его родственников началось тесное сотрудничество нашего проекта с Лидией Артемовной Коршуновой,  учителем истории и директором краеведческого музея школы № 165 г. Зеленогорска. Спустя девять месяцев на заметку в "Свободном курсе" откликнулись младший брат погибшего летчика Виктор Иванович Калигин и другие барнаульские родственники. Им не были известны обстоятельства и конкретное место гибели Григория Ивановича. В войну семье сообщили лишь, что он погиб, выполняя служебное задание.

История и участники катастрофы так и остались бы неизвестными, если бы не Лидия Коршунова и ее ученики. За пять лет поиска они нашли и привели в порядок могилу летчиков, предприняли несколько экспедиций к месту предположительного падения самолета в устье реки Рыбной и буквально облазили всю окрестную тайгу в поисках обломков. Найти место падения,  установить обстоятельства катастрофы, марку самолета и имена членов экипажа ребятам помогли взрослые зеленогорцы: географ-краевед Валерий Бурмакин, авиаинженер Вячеслав Филиппов и другие энтузиасты. 

На встрече в музее "Город" племянницы Григория Ивановича Калигина Марина и Елена, внучатая племянница Наташа получили от нашего проекта семейную Книгу памяти, посвященную младшему лейтенанту Калигину, а от зеленогорцев – приглашение посетить могилу экипажа и место падения самолета. 

Справка

Нынешняя Вахта памяти отряда "Алтай" была трудной, но результативной. С 22 апреля по 5 мая 2010 года он собственными силами поднял останки 28 бойцов и вместе с другими участниками вахты из 16 регионов страны перезахоронил 397 погибших. На Алтай привезены и торжественно перезахоронены в Волчихинском и Шипуновском районах останки красноармейцев 312-й стрелковой дивизии Петра Иноземцева и Василия Малахова, поднятые 3 октября 2009 года отрядом "Курсант" в Гагаринском районе Смоленской области.

При перегонке такого самолета погиб наш земляк Григорий Калигин

Пе-2 ("пешка") – советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя Пе-2 начал выпускаться с 1940 года. Экипаж – два человека, летчик и штурман.

На Пе-2 впервые в СССР применено электрическое управление многими механизмами. Электродистанционное управление стало причиной многочисленных случаев самовозгорания самолета в воздухе, образовывавшиеся при работе искры могли поджечь бензиновые пары.

Авиазаводом № 39 (Москва и Иркутск)  с 1940 по 1945 год было выпущено 896 самолетов. 144 Пе-2 было выпущено в 1941 году иркутским авиазаводом № 125.

(Википедия)