Михаил Евдокимов во французской газете "Либерасьон"

май 13, 2004

Сайт "Инопресса"разместил перевод материала журналистки Лорэн Милло "Алтайского губернатора избрали смеха ради", опубликованного в Liberation. Лорэн Милло приезжала в Барнаул и встречалась с Михаилом Евдокимовым. Именно на встрече с ней Евдокимов заявил, что хочет, чтобы через четыре года жизнь на Алтае была не хуже, чем в Париже. Ниже мы публикуем перевод этого материала.

"Слушайте, я вам расскажу анекдот..." В своем новом кабинете 46-летний Михаил Евдокимов, губернатор Алтайского края (небольшого региона на юге Сибири, где проживает 2,5 млн человек), похоже, еще не вполне освоился со своей новой ролью политического деятеля. "Грузин поймал золотую рыбку и может загадать три желания...", – начинает он. Он не сразу понимает, что мы пришли к нему не как к юмористу, а как к артисту, ставшему политиком благодаря одному из последних капризов российского электората.

"Красная морда". Внешне Миша Евдокимов – типичный сибиряк: его самый известный скетч – это мужик с "красной мордой", выходящий из русской бани, напившийся водки и ищущий ссоры с соседями. Его анекдоты и песни, в которых он поет о своем прекрасном Алтае, о речке, о маме, сделали его артистом, известным всей России.

От народной любви до избрания его на пост губернатора этого бедного сельского края на границе с Казахстаном оставался лишь один шаг, и 4 апреля избиратели его сделали. Получив 49,5% голосов, "красная морда" победила прежнего губернатора – бывшего коммуниста, который, однако, пользовался поддержкой местных партий и Путина и контролировал, как настоящий маленький диктатор, все местные СМИ.

"Прежний губернатор всем надоел", – рассказывают Сергей и Виктор, сорокалетние жители одной из небольших полунищих деревушек, в которых живет большинство жителей Алтая. "Здесь уже ничего не работает, – говорят они, показывая на разбитые дороги и покосившиеся избы. – Год назад совхоз распустили, и с тех пор земля даже не засевается".

Оба они признаются, что голосовали за Евдокимова, потому что надеются на него: "В США президент Рейган тоже был артистом. Почему бы и нам было не попробовать?" Еще одна жительница деревни, 55-летняя бабушка Екатерина, которой на вид можно дать все 100 лет, тоже улыбается при упоминании имени нового губернатора: "Я его не так уж хорошо знаю, чая с ним не пила. Но как артисту ему очень веришь. Он какой-то здешний, деревенский, простой человек, как мы", – говорит она. Как напоминание, что Алтайский край находится в отчаянном положении. звучит ее признание, что зарплаты в 1000 рублей (29 евро), которую она получает как служащая мэрии, ей "на месяц даже на еду не хватает".

. Избрание "красной морды" явилось прежде всего "протестным голосованием" против жизненных условий, невыносимых для многих жителей этого региона, отмечает Александр Гончаренко, врач из Барнаула (столицы края) и лидер местного филиала демократической партии "Яблоко".

"Более 40% населения получает меньше прожиточного минимума, который составляет около 2000 рублей (58 евро) в месяц. Может быть, жители этого сибирского края – потомки первопроходцев, которые бросили все, чтобы поселиться здесь, имеют особый азарт, – размышляет вслух медик. – Эти выборы показали, что люди могут голосовать как бы "наугад", из любви к риску".

За коренастой крестьянской фигурой Михаила Евдокимова прячутся таинственные бизнесмены, о которых уже с тревогой говорят в Барнауле некоторые критики. "Основная часть его доходов поступает, конечно, не от гонораров за артистические выступления, а от его бизнеса, в частности – от продажи водки", – отмечает руководитель местного информационного агентства Валерий Савинков, показывая бутылку популярной на Алтае водки с изображением юмориста.

В день своей инаугурации новый губернатор даже спел песенку во славу водки, хохочут местные журналисты. Но еще большую тревогу у них вызывают предприниматели и высокопоставленные чиновники, приехавшие из Москвы и других регионов России вслед за юмористом. По крайней мере двое из вице-губернаторов, назначенных Евдокимовым, фигурировали в последние годы в уголовных делах, в частности по статье о коррупции, рассказывают местные журналисты.

Наряду с этими "бизнесменами" серьезную поддержку Евдокимову во время его предвыборной кампании оказал местный союз ветеранов чеченских войн. Эта организация очень рада результатам выборов. "За один день мы уже получили то, чего два года не могли добиться от прежнего губернатора: право отлить новую мемориальную доску с именами 52 солдат из числа жителей края, погибших в Чечне с 2001 года", – с удовлетворением говорит 34-летний председатель этого ветеранского общества Денис Казаков. Но "чеченцы", как здесь называют всех этих молодых ветеранов, хотят гораздо большего: они признаются, что надеются получить крупный лесной массив под вырубку для обустройства земельных участков.

Артист, сидящий в своем кабинете, с улыбкой отвергает все подозрения: "Не волнуйтесь, меня окружают те люди, какие нужно. Но вы их не знаете. Да, это предприниматели, которые будут вкладывать деньги в промышленность, в строительство, в больницы... Мои люди знают, что я всегда делился со своим окружением всем, что я заработал".

Беседа с новым губернатором продолжается час. Мы уходим от него, услышав массу анекдотов, но почти ничего так и не узнав о его проектах по улучшению жизни сограждан, которые возложили на него столько надежд. В чем его программа для Алтая? На этот вопрос, как и на все прочие, он отвечает шуткой: "Я хотел бы, чтобы через четыре года здесь было жить не хуже, чем в Париже".