Парадокс: в Барнауле безопасные пешеходные переходы становятся зоной смерти для пешеходов

октябрь 11, 2010

В последний месяц ГИБДД с тревогой отмечает рост ДТП с участием пешеходов. К сожалению, подобные дорожно-транспортные происшествия нередко заканчиваются печально именно для пешеходов, а не для водителей.

В связи с этим, еженедельно проводятся рейды под названием "По правилам проезда пешеходных переходов". 8 октября в подобном рейде принял участие корреспондент altapress.ru.

Во время проведения подобных рейдов, количество патрульных машин в городе увеличивается - обычно в Барнауле ездят около 120ти экипажей,а в рейде их усиливают еще 30 патрульных машин.


Михаил Хаустов

Вместе с капитаном милиции Геннадием Кузнецовым, старшим инспектором по пропаганде полка ДПС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю, корреспондент принял участие в "отлове" нарушителей и побеседовал на тему пешеходов, переходов и выходов из ситуации.

Как рассказал Геннадий Кузнецов, это просто парадокс: пешеходный переход – по сути, безопасная зона для людей, но нередко переход становится зоной опасности! Пешеходы получают травмы, иногда очень тяжелые или даже летальные, именно на переходах!

Почему безопасная зона становится опасной?

Штраф для водителей, за то, что они не пропускают пешеходов, составляет сейчас от 800 до 1000 рублей. Это довольно высокий штраф, и многие водители, памятуя об этом (или просто являясь добросовестными водителями), пропускают людей. Но проблема заключается в том, что кто-то останавливается, а кто-то – нет! И именно нежелающие останавливаться и пропускать - смертельно опасны. Геннадий Кузнецов напомнил, что согласно пункту 14.2 ПДД, если машина в каком-либо ряду замедлила движение или остановилась, то водители остальных машин должны также замедлить движение или остановиться, и продолжать движение, лишь убедившись, что на дороге нет пешеходов. А в ДТП с наездом на пешеходов часто происходит так: один ряд остановился, пропускает, пешеход  двинулся по дороге, а в это время по соседней полосе несется автомобиль, который и сбивает ничего не подозревающего человека, идущего по переходу. Подобный случай привел Геннадий Кузнецов - 5 октября в районе пересечения Юрина-Малахова сбили мать с ребенокм. Семья втроем (муж, жена, ребенок) переходила дорогу, и один ряд остановился, а по второму ряду "летела" машина, и сбила маму и ребенка (мужчина не попал под колеса). И женщина, и ребенок получили травмы.

Конечно, бывают и такие ситуации, когда в ДТП виноваты пешеходы – переходят дорогу в неположенном месте. На таких легкомысленных пешеходов инспектор ГИБДД может наложить штраф в размере 200 рублей. Но это в лучшем случае. А в худшем – "штраф от судьбы" в виде сбивающего автомобиля. И, между прочим, если водитель собьет человека, "бродящего" по дороге в неположенном месте, то в ДТП будет виноват пешеход. Кстати, как рассказал Геннадий Кузнецов, пешеходы "очень недовольны", когда их штрафуют, говорят "лучше водителями занимайтесь". А ведь пешеходы - такие же участники дорожного движения, как водители, и в процентном соотношении пешеходов даже больше! Не стоит забывать, что правила дорожного движения касаются всех. И если случается ДТП, то виноваты все участники, пусть и в разной степени.

Между тем, максимальное наказание, если водитель сбил пешехода, и тот получил травмы, или даже погиб, девять лет лишения свободы. По словам Геннадия Кузнецова, многие получают наказание. Но иногда расследование затягивается, дело постоянно "отправляют на доследование", и обвинительный приговор никак не может добраться до виновника (так дело обстоит с нашумевшим ДТП – в ноябре 2009 года и скрылся; тело девушки пролежало до утра. Дело получило огромный общественный резонанс, особенно, когда выяснилось, что это уже вторая жертва на счету водителя Audi Q7 – в 2006 году он насмерть сбил велосипедиста. Тогда у него на год забрали права. А по факту ДТП 2009 года приговор на данный момент все еще не вынесен, дело все еще в процессе).

Самые опасные места для пешеходов, – оживленные проспекты в центре города, – проспект Ленина, проспект Строителей.  Но, по словам Кузнецова, если вы пешеход, не стоит терять бдительность нигде. Каждый раз, собираясь перейти дорогу, убедитесь, что вас пропускают все ряды машин. Не надо "задирать нос", и думать, что раз переход – вас все обязаны пропускать. Они, конечно, обязаны. Но в нашем мире лучше перестраховаться, чем попасть под колеса очередного безответственного "властителя" "источника повышенной опасности", не правда ли?

Геннадий Кузнецов,
ст.инспектор по пропаганде полка ДПС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю:

Почему мы бьем в колокола? Потому что наезды происходят там, где их не должно быть. Мы проводим рейды, ведем профилактическую работу через СМИ. В целом, аварийность и статистика по погибшим снижаются. Но ДТП с пешеходами – когда сбивают людей, там, где не должны сбивать, - это огромный повод для беспокойства. Хотелось бы обратиться ко всем водителям: если вы получили права, сели за руль, помните, что вы несете ответственность за жизнь людей, вы управляете "источником повышенной опасности". Не забывайте, пешеходы могут вести себя непредсказуемо, особенно дети. Если вы видите, что у проезжей части стоит ребенок, надо быть вдвойне внимательней! Недавно был наезд на Фомина – автобус наехал на ребенка. Дети играли на тротуаре, около проезжей части, и мальчик – раз – и шагнул прямо под автобус. Хорошо, что водитель был внимателен, потому что видел, что у дороги дети, и успел затормозить. Ребенок не пострадал. Хорошо, что водитель предвидел подобную ситуацию, жаль, что не мог ее предотвратить! Водители, всегда старайтесь предвидеть опасные ситуации: вот видите вы, бабулька стоит у дороги, по сторонам головой покрутила, начала какое-то телодвижение, будьте готовы затормозить. Ведь она, может, и подслеповата, и двигаться быстро не может. Будьте внимательны!

Также, по словам Кузнецова, в Барнауле постоянно ведется работа по улучшению ситуации с ДТП на переходах - анализируются случаи, условия ДТП. Затем в администрацию отправляются письма, с указаниями, где необходимо установить светофор, "лежачего полицейского" или нанести разметку. Так, например, удалось улучшить ситуацию с ДТП у "Лидии" на Малахова.

Справка

На пешеходном переходе, оборудованном не полностью (есть знак, разметка, "лежачий полицейский", но нет светофора) преимущество, по ПДД, все равно у пешехода.

За  прошедшие месяцы 2010 года в Барнауле произошло 150 ДТП с участием пешеходов, в которых пострадали 122 человека (травмы различной степени тяжести), и четыре человека погибли.