октябрь 11, 2010
7 октября на пресс-конференции, посвященной проекту бюджета Алтайского края на 2011 год, губернатор по просьбе "Ваше дело" впервые дал подробный комментарий по теме кадастровой переоценки земли. Поскольку земельный вопрос является сегодня ключевым для бизнеса и имеет множество законодательных и иных тонкостей, мы приводим почти дословный текст выступления Александра Богдановича.
Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Олег Богданов
Эта тема имеет законодательную основу. Именно в законе заложен пятилетний шаг переоценки кадастровой стоимости земли. При этом мы с вами должны понимать, что этот шаговый момент (пятилетний период) особенно в такой деликатной сфере, как налогообложение, чреват и для налогоплательщика, и для бюджета. С одной стороны, тем, что на первом этапе действия новой цены реакция налогоплательщика будет болезненной. А в конце налогового периода страдать будет уже бюджет. Поэтому ситуация неудовлетворенности налогоплательщиков от процесса переоценки на первом этапе неизбежна, и мы были к ней готовы.
Но определенные механизмы для микширования недостатков такого определения кадастровой стоимости земли все-таки имеются. И находятся они в том числе в руках муниципальных органов представительной власти, которые должны более гибко работать со ставками по земельному налогу. И, как я понимаю, работать именно на первом этапе пятилетнего периода, когда кадастровая оценка земли увеличена. При этом они, снижая налоговую нагрузку, должны быть готовы к тому, что налоговая ставка к концу периода должна плавно повышаться, чтобы не пострадал бюджет.
Хочу вам сказать, что многие органы представительной власти хорошо понимают, что вслед за популярным сегодня снижением ставок нужно будет делать шаг непопулярный — повышение. Поэтому они не идут на это. К тому же следует знать, что есть еще и избирательные периоды, которые в представительных органах власти тоже учитывают при принятии решения.
Конечно, на меня можно свалить все, если именно Карлин подписал это постановление. Но бизнес должен знать, что есть дифференцированные налоговые ставки, и даже кадастровая оценка земли тоже дифференцированная. В зависимости от цели использования земельного ресурса. Когда механизмы формирования налога на землю были, скажем так, примитивными, землепользователь претендовал на оформление прав "на всякий случай". То есть он оформлял себе землю про запас. Но весь мир устроен так, что землю про запас держать очень накладно. Каждый бизнес должен претендовать на тот объем земельного ресурса, который ему необходим. И сегодня самому бизнесу необходимо внимательно посмотреть на свой земельный участок. Посчитать и понять: нужен ли ему этот ресурс? А может быть, от части земли отказаться, потому что она не используется или используется неэффективно?
Более того, в законодательстве сегодня предусмотрены и другие механизмы. Ведь земельные участки как объект недвижимости можно консолидировать. Например, несколько смежных участков объединить, сделав их одним объектом. В том числе объектом гражданского правооборота. А можно крупный земельный участок, наоборот, дифференцировать по целевому использованию. И таким образом по каждому участку, которые будут находиться в одной собственности, можно платить тот налог, который соответствует его целевому предназначению.
Конечно, все эти действия требуют определенных усилий. Да, они проходят через регистрационную процедуру. Но это то, чем бизнес и должен заниматься. Бизнесмен должен заниматься решением своих проблем день и ночь. А если кто-то купил себе покосившийся киоск, туда без оформления трудовых отношений поставил продавщицу, привез товар неизвестного происхождения и снимает маржу, то это, извините, не бизнес.