октябрь 13, 2010
Каждый раз, когда приходится писать об очередном скандале с дольщиками, хочется верить – это последний. Уроки из громких историй "Барнаулстроя", "Социальной инициативы" и т. д., казалось бы, уже должны были извлечь все: и власти, и застройщики, и сами граждане. Но конфликтов меньше не становится: этой осенью на строительном рынке Барнаула полыхнул новый скандал.
Пикет обманутых дольщиков.
Анна Зайкова
Причем в отличие от предыдущих историй здесь ничто не предвещало проблем: у клиентов компании на руках оформленные по закону договоры долевого участия, застройщик ни от кого не скрывается, большая часть дома возведена. Так почему же дольщикам никто не может помочь?
Проблемы у дольщиков компании "Ликом", строившей многоквартирный дом на пр. Коммунаров, 120, возникли не сегодня. Сдача объекта, изначально намеченная на IV квартал 2008 года, постоянно сдвигалась, а дом оставался недостроенным. Причина – неожиданно возникшее у застройщика желание переделать проект в разгар строительства. А согласование проекта – это многочисленные подписи чиновников, деньги и время. Когда все подписи еще не были собраны, грянул кризис, компания потеряла возможность привлекать финансирование, и стройка встала окончательно.
В общем, на сегодня выполнено около 80% работ, и достраивать дом некому: для завершения строительства не хватает около 30 млн. рублей, но "Ликом" находится под процедурой наблюдения, а 8 ноября краевой арбитражный суд будет рассматривать дело о банкротстве предприятия.
Письма в строительную инспекцию и другие органы власти дольщики "Ликома" пишут с прошлого года, но вопрос с мертвой точки не сдвинулся. В итоге к этой осени проблема вылилась в публичную акцию: в сентябре клиенты компании вышли пикетировать здание краевой администрации.
Но вопрос о том, что или кто может защитить "ликомовцев" и других, в том числе потенциальных, пострадавших дольщиков, остался.
Казалось бы, со времен первой волны обманутых дольщиков законодатели сделали многое для того, чтобы обезопасить покупателей квартир. Например, приняли в 2004 году Закон № 214 "О долевом строительстве", который ввел новые правила игры: строителям запретили собирать деньги с населения до тех пор, пока проект не пройдет всех положенных процедур. От скандалов закон не спас, а породил альтернативные схемы. Юристы и некоторые застройщики в связи с этим предпочитают называть своих клиентов не дольщиками, а заемщиками. Ведь у большинства из них нет даже договора долевого строительства: в обмен на деньги люди получали предварительный договор и беспроцентный вексель на три года.
Кстати, в случае с компанией "Ликом" все происходило в рамках закона – каждый из клиентов имеет вполне легальный договор долевого участия в строительстве. Сегодня это козырь в руках клиентов "Ликома", которые теперь доказывают в суде, что они являлись соинвесторами строительства. В случае банкротства компании и распродажи имущества такой статус позволит дольщикам претендовать на 70% от продажной стоимости квартиры. Но даже при таком раскладе рядовые покупатели квартир становятся кредиторами лишь третьей очереди, что снижает их шансы на получение денег.
– Наличие договора долевого участия облегчает жизнь дольщикам, но не намного, – согласна юрист Марина Дружкова, которая работает с делами дольщиков "ЖСК 173 „Ключ”" и "Тамерлан". – Суд может признать долю клиента в инвестициях, но проблема останется – дома кто-то должен достраивать. Практика показывает, что только вмешательство администрации может помочь в решении вопроса.
Но уже очевидно, что власти не могут да и не должны разруливать каждую проблему в ручном режиме. После того как история "Ликома" стала публичной, дольщики наконец добились диалога с властью и лично с губернатором краяАлександром Карлиным. Но брать на себя обязательства по достройке дома администрация не будет: поддержку дольщикам обещали, но большую часть проблем с недостроем гражданам все равно придется решать самостоятельно через создание ЖСК, который и должен достроить дом.
Так, может быть, свои проблемы должны решать сами дольщики, которые клюют на дешевые квадратные метры и не всегда щепетильны в юридических тонкостях при подписании договора? Но практика разбивает такие предположения в пух и прах. Примеры? "ЖСК 173 „Ключ”" до банкротства имел хорошую репутацию и по итогам 2008 года вошел в пятерку лидеров по объемам возводимого жилья. Да и цены у компании были примерно на уровне рыночных.
Будем справедливы, в ряде случаев приметы будущих проблем действительно не отпугивают дольщиков. Как это было, например, в случае с "Барнаулинвестстроем" или "Тамерланом", у которых метры были дешевле, договоры "левыми", а репутация сомнительной. Но случай "Ликома" показал, что проблемы у компании могут возникнуть, даже если она создана не с целью мошенничества. И обвинить клиентов компании в наивности можно лишь с натяжкой.
Кажется, что если универсального лекарства от проблем нет, то по всем правилам система долевого строительства после такого количества скандалов должна была съесть сама себя. Долевки появились, когда других возможностей купить жилье при недостатке денег не было. Сейчас есть ипотека, ставки по которой пусть и не как на Западе, где можно кредитоваться под 4% годовых, но после кризисных передряг снова вернулись в рамки приличия.
Даже сами строители признают, что постоянные скандалы с долевками подорвали доверие к первичному рынку жилья. Так почему бы покупателям совсем не отвернуться от рискованного пути исполнения мечты о собственном жилье?
Желающих стать дольщиками меньше не становится, констатирует Геннадий Малков, директор агентства недвижимости "Дом".
– Кредит может взять не каждый: помешать могут формальные основания либо наличие другого кредита или просрочки по нему, – рассказывает эксперт. – Учтите, что кредит – это еще и проценты, поэтому для покупателя долевка выгоднее. Есть категория клиентов, которые вообще просят найти объекты, которые будут строиться четыре-пять лет, чтобы на него можно было постепенно заработать.
Значит, пока есть спрос, но нет правил игры, на рынке квартир с долевым участием будут возникать новые проблемы. "Свободный курс" уже сейчас располагает данными как минимум о двух новых набирающих обороты скандалах. Так кто же в состоянии остановить маховик?
Торгово-промышленная компания "Ликом" на строительном рынке Барнаула знаменита глобальными планами по застройке Обского бульвара. Согласно проекту, опубликованному на сайте компании, предполагалось строительство отдельного микрорайона с гранитной набережной, пешеходным мостом, подземными гаражами и жилыми домами.
3,2 тыс. обманутых дольщиков официально зарегистрировано в Алтайском крае.