А и Б сидели на трубе

октябрь 13, 2010

Павел Демин
Анна Зайкова

В Рубцовске при информационной поддержке одной из политических партий разразился шум вокруг спорной ситуации на рынке ЖКХ: управляющие компании вменяют гражданам мифический тариф за "потери во внутридомовых сетях". А вот в Барнауле без какой-либо шумихи и партийной подоплеки произошло то, что как минимум тянет на важный прецедент, а как максимум может вмешаться в правила игры на коммунальном рынке.

Речь идет о дерзкой, но совершенно законной схеме (до сих пор ни одно из ведомств не оспорило ее правомерность) ухода управляющей компании от уплаты долгов перед поставщиками коммунальных услуг. То есть это те деньги, которые граждане не внесли за потребленную воду, тепло и т. д. Итак, управляющая компания А. проводит собственную реорганизацию, по итогам которой из нее выделяется фирма Б. с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Затем новая фирма по разделительному балансу принимает все долговые обязательства, имевшиеся у компании А. перед контрагентами.

Что это означает на практике? А то, что когда поставщик электричества или тепла обращается в суд с иском о взыскании долга с компании А., ответчиком тем не менее выступает фирма Б. Сама же компания А. юридически остается без долгов. Это невозможно? Возможно. Во всяком случае, арбитражный суд Алтайского края решил именно так. При этом в настоящее время еще три поставщика коммунальных услуг идут по аналогичному пути. Суд-то они выиграют, но у кого? Смею предположить, что фирма Б., выполнив свою миссию, сама подаст заявление на банкротство.

Я пообщался с несколькими руководителями управляющих компаний. И они тоже готовы пойти по пути фирмы А. Говорят, это поможет избежать банкротства основной компании и в перспективе брать в управление все новые дома. А то, что не все граждане платят за коммуналку, это второй вопрос, и, похоже, уже нерешаемый.