Банковские структуры ЕС могут прекратить финансирование Химкинской трассы

октябрь 14, 2010

Первый участок трассы Москва – Санкт-Петербург может оказаться и последним, -

Российские экологи, защищающие Химкинский лес, заставили Еврокомиссию сомневаться в возможности поддержки проекта строительства трассы Москва - Санкт-Петербург его банковскими структурами. ЕБРР и Европейский инвестиционный банк ждут новых вариантов реализации приостановленного проекта трассы. Если ЕС заморозит переговоры, это остановит переговоры по другим участкам трассы, а химкинский участок "15-58 километр", финансирующийся бюджетом и госбанками, на многие годы может стать единственным участком новой дороги.

13 октября представители экологических организаций, протестующих против строительства трассы Москва - Санкт-Петербург в Химкинском лесу, объявили о том, что на встрече 11 октября в Еврокомиссии получили информацию о неготовности структур ЕС участвовать в финансировании строительства первого концессионного участка трассы "15-58 километр", равно как и в других возможных переговорах по этой теме. По словам присутствовавшего на встрече эколога из РФ, Еврокомиссия "перевела проект из активной стадии в неактивную" после появления информации о жесткой реакции властей на протесты вокруг Химкинского леса. 

По данным "Ъ", встреча 11 октября в Брюсселе была организована европейской экологической сетью BankWatch - в эту организацию, базирующуюся в Праге, российские экологи не входят, но с ней сотрудничает, в частности, российская группа "Экозащита". Анелия Стефанова из BankWatch пояснила "Во время встречи российские активисты выразили свои опасения по поводу того, какой ущерб может нанести проект окружающей среде, местным жителям. Представители ЕС заверили, что прекратили подготовку к участию в проекте". Отметим, на сайте BankWatch опубликовано ответ на письмо организации от 9 августа из Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), в котором банк подтверждал незавершенность переговоров с РФ по проекту. 

Факт встречи подтвердил и Денис Данилидис, пресс-секретарь делегации ЕС в России. Ричард Уоллис из московского офиса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) рассказал: "Мы всегда говорили, что это важный проект, и готовы его обсуждать. Но мы пока не смогли согласовать ряд вопросов - и не только экологических. Поэтому сказать, что банк отказался от проекта, - это неправильно. Мы пока не успели договориться об условиях, на которых ЕБРР мог бы обсуждать этот проект". 

Господин Уоллис пояснил: ЕБРР для решения ждет "итогов консультаций, которые поручил провести президент Дмитрий Медведев". При этом Уоллис признает, что судьбу участия ЕБРР и ЕИБ в проекте будет во многом решать позиция Еврокомиссии. "Еврокомиссия — это один из акционеров ЕБРР, и очень важный. У них есть голоса на совете директоров",— пояснил он. 

Отметим, подключение BankWatch к ситуации вокруг Химкинского леса показывает рост технологичности действий российских экологов: обращение к работающим с ЕС экоорганизациям действительно резко увеличивает для ЕБРР и ЕИБ риски работы в проектах. Так, по этой схеме экологи Польши останавливали польский аналог "химкинской трассы", по той же схеме BankWatch атакует проект строительства высоковольтной линии Киев-Ровно и Южной трубопроводной системы на Украине, финансируемые ЕБРР. Еврокомиссия, в целом достаточно тщательно анализирующая внутриевропейские концессионные проекты крупного масштаба, в таких случаях обычно запускает механизм консультаций.

Справка

Работы в Химкинском лесу по прокладке участка трассы Москва-Петербург начались в мае 2010 года, а в июле рабочие приступили к вырубке деревьев, несмотря на многочисленные протесты оппозиционных, экологических, правозащитных организаций, а также рядовых граждан.

26 августа вырубка Химкинского леса была приостановлена по указанию президента Дмитрия Медведева, который предложил организовать дополнительные обсуждения маршрута трассы.