октябрь 19, 2010
Александр Терновой, председатель совета директоров агропромышленной группы "Алтайские закрома", заявил, что представители ГУВД "кошмарят" его бизнес, "обидевшись" на обращения к прокурору края Якову Хорошеву. Кроме того, г-н Терновой подозревает начало рейдерского захвата барнаульского "Хлебозавода № 4", входящего в его холдинг. В ГУВД по Алтайскому краю ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что здесь должен разбираться суд.
Участие бойцов спецподразделений в проверке предприятий - вынужденная мера, говорят в ГУВД края.
Олег Богданов
Конфликт агропромышленной группы "Алтайские закрома" и ГУВД возник еще в апреле текущего года. На имя директора "Хлебозавода № 4" поступило уведомление о проведении на территории предприятия оперативно-розыскных мероприятий. Документ был датирован 16 апреля. Санкционировал проверку первый заместитель начальника ГУВД генерал-майор Вячеслав Новиков. По мнению правоохранителей, "в действиях руководителя общества содержатся сведения об уклонении от уплаты налогов".
В "Алтайских закромах" посчитали проверку незаконной и обратились в краевую прокуратуру. Ссылаясь на изменения, которые были внесены в Закон "О милиции" в конце 2008 года, Александр Терновой утверждает, что самостоятельные налоговые проверки предприятий сотрудниками органов внутренних дел теперь невозможны. Кроме того, г-н Терновой ссылается на приказ министра МВД России Рашида Нургалиева, который регламентирует действия милиционеров при таких проверках. В приказе и инструкции действительно сказано, что сотрудники органов внутренних дел должны лишь обеспечивать охрану налоговых инспекторов.
Однако 11 июня . И без присутствия налоговиков. По словам Александра Тернового, группа из 12 оперативников в сопровождении бойцов ОМОНа в восемь утра блокировала вход на территорию и в здания. Сотрудникам предприятия запретили пользоваться сотовыми и стационарными телефонами, а также компьютерами.
По словам Ольги Болховитиной, руководителя юридического отдела предприятия, сотрудники милиции парализовали деятельность не только хлебозавода, но и предприятий, не имеющих к нему отношения. "Проверка продолжалась до шести вечера, — рассказывает г-жа Болховитина. — Все это время было невозможно провести отгрузку товара. Необходимо понимать, что мы производим социально значимую продукцию и поставляем ее согласно действующим контрактам".
По словам г-жи Болховитиной, особый интерес у милиционеров вызвал кабинет руководителя аграрной группы "Алтайские закрома". Когда им объяснили, что такого кабинета в здании нет, внимание сотрудников переключилось на кабинет директора хлебозавода. По словам г-жи Болховитиной, милиционеры не конкретизировали, что они ищут. "С требованиями определились только тогда, когда на предприятие приехало руководство. Все нужные документы были выданы в течение 30 минут", — добавляет она.
Александр Терновой высказывает другую версию происходящего: "Я подозреваю, что предприятие пытаются захватить. Именно этим объясняются проверки и маски-шоу на хлебокомбинате. Кроме того, действия сотрудников милиции и лично генерала Новикова считаю незаконными. Мы намерены отстаивать свои права в суде"(иск уже рассматривается в Октябрьском суде Барнаула. — Прим. "ВД").
Представители аграрного холдинга также обратились в службу собственной безопасности ГУВД. Однако там не усматривают нарушений со стороны Вячеслава Новикова и его подчиненных. Основанием для проведения оперативно-розыскных действий стало все то же уведомление, датируемое апрелем текущего года.
Александр Терновой говорит, что его беспокоит не материальный ущерб: "К налоговым проверкам я отношусь как к бесплатному аудиту своей компании. Оборот у нас огромный, и чисто технических ошибок не избежать. С помощью инспекторов мы их выявляем и устраняем. Если суд решит оштрафовать — платим штрафы. Но перед бухгалтерами предприятия никогда не ставилась задача что-то нарушить. Сейчас в России дешевле жить именно по закону. И если мы его соблюдаем, то почему в отношении предпринимательского сообщества закон нарушается?"
"Ваше дело" обратилось в ГУВД по Алтайскому краю с просьбой прокомментировать ситуацию. В ведомстве сначала взяли паузу, а потом и вовсе отказались озвучивать свою позицию.
Следующее заседание по рассмотрению иска предприятия к ГУВД состоится 20 октября.
Еще одним неприятным моментом во всей этой истории является и формальный повод для милицейских мероприятий. Мы закупали сахар у новосибирской компании по весьма выгодным ценам. Прежде чем заключать контракты, запросили необходимые документы. У нас с этой компанией не было проблем до того момента, пока правоохранители не сообщили, что зарегистрирована она на паспорт человека без определенного места жительства. У милиционеров возникло подозрение, что мы уходим от уплаты налогов, используя "однодневку". У нас нет ресурсов, чтобы выяснять, платит ли наш контрагент налоги. Три года назад у нас уже был аналогичный инцидент. Удивительно, но компания, которую посчитали "однодневкой", до сих пор числится в ЕГРЮЛ. Никаких уголовных дел по этому поводу возбуждено не было. Это очень хороший механизм — наблюдать за деятельностью таких компаний, а потом "кошмарить" их партнеров.
В своем уведомлении ГУВД ссылается на ст. 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Она предполагает два повода для проведения оперативно-розыскных мероприятий:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
— признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
— событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.