Сергей Локтев: "Радикальной цели никто и не ставит"

октябрь 19, 2010

Первый заместитель губернатора края Сергей Локтев назначен главным борцом с ценовым ростом на региональном продовольственном рынке. Он возглавляет специальную комиссию, которая осуществляет мониторинг и следит за тем, чтобы процесс ценообразования не вышел из-под контроля.

Роль регулятора на самом деле очень сложная и неблагодарная. Потому что повышение цены на ходовой продукт замечается массовым потребителем сразу и с возмущением, а вот снижение воспринимается как нечто должное, происходящее по законам рынка. Это не совсем так, потому что рынок продовольствия отчасти напоминает матрешку. Открываешь ее, а внутри — посредник, а дальше — еще один и еще.

Сергей Локтев.
Олег Богданов

Сергей Александрович когда-то сам возглавлял предприятие, которое производит массовый продукт. Поэтому теперь он смотрит на ситуацию с ростом цен словно с другой стороны. На прошлой неделе Сергей Локтев предоставил ответы на вопросы "ВД".

Посредники играют не последнюю роль

— Сергей Александрович, позвольте начать нашу беседу с вашего недалекого прошлого. Одним из пунктов соглашения, которое 4 октября подписали руководители отраслевых объединений, является исключение из товаропроводящей цепи посреднических звеньев. Приходилось ли вам, находясь в должности генерального директора "Барнаульского пивоваренного завода", сокращать цепочку посредников ради снижения цен на продукт? К чему это привело?

— Спасибо за вопрос. Да, мне как руководителю предприятия приходилось решать вопросы такого плана как на этапе закупа сырья, так и в процессе реализации готовой продукции. Это позволяло нам снижать себестоимость продукции и делать ее более конкурентоспособной.

— Проведен ли возглавляемой вами рабочей группой анализ влияния посредников на увеличение цен для конечного потребителя? На чем он основывался?

— Безусловно, в анализе ценовой ситуации на продовольственном рынке края, который еженедельно проводится специальной региональной комиссией, учитываются все факторы, повлиявшие на изменение рыночных цен. И посреднические наценки здесь играют не последнюю роль. Как правило, при любых ценовых колебаниях рынка особую активность проявляют посреднические звенья товаропроводящей цепи. Отчасти это проявилось в ситуации с августовским гречневым ажиотажем.

Чем больше посредников участвует в процессе доведения товара до потребителя, тем выше конечная цена. Это понятно, здесь работают свои рыночные законы. И в некоторых случаях полностью исключить посредников из сложившейся системы доведения товара до прилавка  просто невозможно. Но этой радикальной цели никто и не ставит. Речь идет о сокращении числа посредников с целью удешевления стоимости товаров и продуктов.

Для иллюстрации скажу, что территориальным управлением антимонопольной службы по результатам анализа цен на рынке молочной продукции выявлено большое число посредников при организации закупочной деятельности и реализации готовой продукции внутри одной из молокоперерабатывающих компаний края. К сожалению, пока не могу ее назвать, потому что сейчас материалы находятся в краевом ГУВД и по выявленным фактам проводится дополнительное расследование.

Степень добросовестности

— Какие задачи ставит перед собой возглавляемая вами региональная комиссия?

— Они как раз и заключаются в оказании всесторонней поддержки здоровым экономическим процессам, препятствующим возникновению посреднических схем и нестабильности ценообразования. Создание и организация на территории края аграрных рынков, названных у нас "народными", проведение сельскохозяйственных ярмарок товаропроизводителей — тоже часть этой работы.

Могу сказать, что сегодня на всех розничных универсальных рынках края определены специальные торговые места, которые предоставляются непосредственно товаропроизводителям на момент их обращения. Также рынки располагают достаточным количеством свободных мест для сдачи в аренду товаропроизводителям на льготной основе.

Серьезную поддержку в обеспечении населения края широким ассортиментом товаров по доступным ценам оказывают ярмарки выходного дня и социальные акции. Сельхозпроизводители на данных торговых площадках реализуют продукты питания до 25% ниже среднерозничных цен. По данным муниципалитетов, за этот год во время ярмарочной торговли уже продано свыше 600 тонн картофеля, 250 тыс. литров подсолнечного масла, более 20 тонн медовой продукции. Практически во всех городских округах и в некоторых районах ярмарки производителей осуществляются на постоянной основе, а в Барнауле и Бийске они организуются одновременно на нескольких площадках. Так, в краевом центре осенние ярмарки проводятся на 28 площадках. Товарооборот последних ярмарок в Барнауле составил более 7 млн. рублей.

Всего за девять месяцев текущего года в городах края проведено 315 ярмарок и социальных акций. Участие в них приняли больше 100 местных товаропроизводителей, при этом до конца года планируется провести еще порядка 150 подобных мероприятий.

— Соглашение, подписанное 4 октября руководителями отраслевых союзов, носит достаточно декларативный характер. Все высказались за то, что цены должны стабилизироваться. Как вы считаете, насколько вероятно, что положения этого документы будут выполняться?

— Во-первых, подписание соглашения означает принятие определенных обязательств сторонами, заключившими сотрудничество, а также их выполнение. Понятно, что для этого потребуется осуществление реальных, а не виртуальных мероприятий и совместных действий. Для этого, замечу, участники соглашения сформировали рабочую группу, которая этим займется.

Во-вторых, исполнение обязательств, разумеется, будет определяться степенью добросовестности каждой стороны. И в данной ситуации, на мой взгляд, важнее другое, а именно — совместное намерение ведущих отраслевых объединений края планомерно и системно осуществлять мероприятия, направленные на недопущение необоснованного повышения цен по всей цепочке поставок. Нужно сказать, что на уровне Федерации подобное соглашение о сотрудничестве заключили отечественные отраслевые объединения сельхозпроизводителей, перерабатывающих предприятий и розничных сетей.

— Очевидно, что в Алтайском крае существует достаточно много субъектов бизнеса, которые не являются членами отраслевых союзов. Какие есть инструменты для воздействия на эти компании и как вы планируете их использовать?

— Конечно, далеко не все производители, переработчики и торговые организации включены в состав отраслевых объединений. Но, как правило, в них входят наиболее крупные и занимающие значительную долю рынка компании.

В отношении инструмента воздействия ничего нового мы не придумываем. Он есть — это потребительский спрос. В конечном итоге именно покупатель своим кошельком поддержит ту торговую компанию и того производителя, которые смогут предложить доступные и стабильные цены на товары и продукты питания. В этом процессе свою роль сыграет конкурентоспособность цены по отношению к ценам других участников товарного рынка.      

Рост цен можно сбить преференциями

— Часто решение сложных вопросов в крае начинается с мониторинга ситуации. Так же происходит и сейчас. Какое практическое применение имеет мониторинг на продовольственном рынке края?

— Действительно, сейчас мониторинг ситуации на продовольственном рынке края осуществляется по основным видам продовольственных товаров на всех этапах товародвижения, начиная от товаропроизводителя и заканчивая торговлей. Это позволяет дать оценку ценовой ситуации в целом, а также по отдельным рынкам товаров.

В частности, именно данные мониторинга позволили нам адекватно оценить ситуацию с ростом цен этим летом. Было установлено, что повышение цен формируется уже на начальных этапах товародвижения. Так, за восемь месяцев текущего года рост цен на продовольствие был зафиксирован не только на потребительском рынке (107,3%), но и в производстве пищевых продуктов (114,8%), в сельском хозяйстве (103,1%). Поэтому, определяя направленность мер по стабилизации ценовой ситуации, мы должны были это учитывать и использовать весь комплекс инструментов регулирования — как контрольные, так и по оказанию поддержки участникам рынка, особенно производителям.

Через реализацию краевых программных мероприятий за девять месяцев этого года сельхозтоваропроизводителям направлено около 2 млрд. рублей в виде государственных преференций. Всего в 2010 году на эти цели запланировано израсходовать порядка 4 млрд. рублей. Меры государственной поддержки — субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, поручительства Алтайского гарантийного фонда, аренда сельскохозяйственной техники в форме лизинга — позволяют снизить затраты сельхозтоваропроизводителей, что в свою очередь снижает себестоимость продукции.

Также, считаю, значимой мерой поддержки стало установление на федеральном уровне льготного железнодорожного тарифа на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности регионов Сибирского федерального округа. По оценкам федеральной службы по тарифам, это обеспечит снижение транспортных затрат до 500 руб./т в зависимости от расстояния перевозки. Данная мера позволит снизить рост цен на зерновую продукцию и исключит возможность возникновения ее дефицита на сырьевых рынках.

— По итогам мониторинга, который проводили активисты "Народного контроля", уже принято решение пикетировать один из магазинов. Будут ли такие пикеты носить плановый характер?

— Проведение публичных акций в рамках проекта "Народный контроль", который реализуется партией "Единая Россия" на территории всей страны, необходимо рассматривать как меры общественного характера. При соблюдении всех необходимых установленных законом условий и требований их проведения они могут проводиться. Что касается плановости, то ее должна определять прежде всего эффективность проведения такого рода акций. 

— УФАС по Алтайскому краю 6 октября рассмотрело дело в отношении трех владельцев магазинов в райцентре Табуны. В ходе разбирательства ведомство подтвердило сговор между двумя розничными магазинами (ИП Шторхунов С. Д., ООО "Рынок"), в отношении еще одного индивидуального предпринимателя дело прекращено. Предприниматели не согласны с таким решением и собираются его обжаловать. Как бы вы поступили на месте предпринимателей?

— Согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" решение или предписание может быть обжаловано в судебных инстанциях в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи соответственно. Воспользоваться этим правом или нет — каждый хозяйствующий субъект решает самостоятельно. При этом я понимаю, что каждый предприниматель степень своей вины или ее отсутствия оценивает по-своему. Думаю, если есть серьезные аргументы, подтверждающие правомерность действий предпринимателя, то можно обращаться в суд за обжалованием решения, принятого антимонопольной службой.