октябрь 21, 2010
В середине октября в больнице города Ош (Республика Кыргызстан) умер известный алтайский турист, идейный вдохновитель молодёжного проекта "Высшие точки России" Денис Валяев. Он преодолел бесчисленное количество пеших, лыжных, горных и водных походов от первой до шестой категории сложности.
Трагедия произошла во время тренировочной пробежки. 34-летнего Дениса, потерявшего сознание, привезли в местную больницу. Врачи диагностировали инсульт. Спасти его так и не удалось.
– Я до сих пор не могу поверить в случившееся, – растерянно говорит друг и коллега Валяева, директор краевого Дворца молодёжи Алексей Кизилов. – Денис регулярно проходил медосмотры. Его смерть так же внезапна, как смерть хоккеиста Алексея Черепанова.
– Мы познакомились с Денисом ещё в 1994 году благодаря спортивному туризму и хорошему человеку Михаилу Михайловичу Маркину, руководившему факультетом дополнительных профессий в педагогическом вузе. Тогда у нас сформировалась амбициозная, работоспособная команда, мы ходили в сложные пешие и лыжные походы. Знакомство с Денисом началось с первого похода третьей категории сложности по Северо-Восточному Алтаю. Я был тогда выбран завхозом. Помню весёлый момент, когда он съел мёрзлую сосиску и сказал: "Прости, я её сожрал, потому что есть хотел". Много было весёлого…
Очень гордились мы в ту пору лыжным походом шестой категории сложности. По Центральному Алтаю прошли три хребта: Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и Катунский. За 21 день по сложным перевалам прошли около 300 километров на лыжах.
– Был там у нас с ним момент такой. Это был первый день похода. Шли в гору, подъём всё круче. Без "кошек" стало трудно идти. Я наступил одной "кошкой" на другую и упал, полетел вниз. Немного пролетел, смотрю, другой летит по снегу. Это был Денис. Решил его остановить, поставил лыжные палки, но они его не удержали, более того, я снова полетел вниз. Летишь, там внизу камни. И мысли: так, в поход никто не сходит уже, и я тем более не схожу. Смотришь, камень впереди, сейчас зацепишься, и только выставил руки, он прилетел тебе по голове. Денис разбил бровь, пострадало снаряжение. Я растянул связки. Михал Михалыч, молодец, не дал нам впасть в панику. Нам своих эмоций не показал. Бодро скомандовал: "Так, рюкзак зашили, варенье съели, пошли". Первые три-пять дней было очень тяжело на больную ногу наступать. Потом всё заросло, зажило. Мы прошли великолепный поход.
Были и другие моменты, когда вся жизнь перед глазами проносилась. В 2007 году возвращались с Белухи. Идём втроём обратно тропой по леднику. Денис впереди, я посредине. И я провалился в трещину. На самом деле было расслабление. Мы сходили в чудесный поход и на обратном пути немного пренебрегли правилами безопасности, где чёрным по белому написано: "Движение по закрытому леднику осуществляется только в связках". Провал, к счастью, оказался нешироким, я задержался рюкзаком, ледорубом… Но жизнь действительно вся пробежала перед глазами. Яркие моменты начинают листаться с неимоверной быстротой.
– Мы с Денисом никогда не говорили о жизни и смерти. Но оба знали, что, если что случится, "так будет лучше, чем от водки и от простуд". Мы не представляли своей жизни без походов.
Денис достиг больших высот в пешем, лыжном, водном туризме. Многие за всю свою жизнь такого не достигли. Это были не только спортивные достижения. Это были красивые маршруты.
Вообще, спортивный туризм переживает сложные времена. Сейчас отменены звания по спортивному туризму. Кандидат в мастера спорта, мастер спорта не присваиваются несколько лет. Это периодически происходило и в советские времена, особенно когда были громкие трагедии, начинались разговоры о том, что туризм нельзя считать спортом, потому что не обеспечена безопасность. На самом деле система безопасности в туризме была очень хорошей. Это была многоуровневая система.
Денис в последнее время больше стал ходить для себя. Ходили все для себя. Не для того, чтобы достигнуть званий. Чтобы пройти красивый маршрут.
Когда взрослеешь немного, понимаешь, что в этих маршрутах больше познаёшь себя.
– Именно Денис стал автором красивого проекта "Высшие точки России". У нас же брешь была. До 18 лет дети ходили в походы от станции юных туристов, а потом им говорили: "Хочешь в поход, готовь денежки". Главная идея проекта – популяризировать спортивный туризм среди молодёжи. И здоровый, активный образ жизни.
Наша задача не охватить весь край и всех куда-то сводить, а показать, как это можно делать. Вложение бюджетных средств минимальное. В прошлом году поход на Эльбрус и обратно обошёлся нам в 60 тысяч. Если бы не подкупали снаряжения, обошлись бы 41 тысячей. В этом году мы сходили на Белуху. Команда оказалась разно подготовленная. Мне лично было очень тяжело несколько дней. Не так просто из кабинета – в гору. Первые три дня выбились из графика, потом втянулись и прошли маршрут даже лучше, чем ожидали. Отработали по сложному, но безопасному маршруту. Шли по гребню. Более короткий маршрут лавиноопасный. По нему шла как раз экспедиция ветеранов альпинизма. Мы встретили их. Они рассказали, что один человек попал в лавину, она была небольшая, и альпинист отделался переломом мизинца. Это укрепило нас во мнении идти по намеченному маршруту. Мы с Денисом сходили на Белуху второй раз. Встретили новосибирцев. Один поделился, что тоже второй раз ходил, заметил: "Как-то не втыкает второй раз". Мои ощущения и во второй раз были сильными, более глубокими даже.
В планах на следующий год была Ключевская сопка. Высшая точка Дальнего Востока. Самый высокий вулкан Евразии. Восхождение технически не очень сложное. Но там постоянные извержения. Мы с Денисом как раз изучали, реально ли это сделать, можно ли это.
Когда трагедия случилась, у меня панические мысли были. Вплоть до того, что всё, я больше не буду заниматься спортивным туризмом. Этот человек был тем огнём, вокруг которого всё вертелось. В последние несколько лет он занимался организацией походов. Это непререкаемый авторитет в туризме лично для меня… Но дальше другие мысли пошли: "Нельзя, нельзя остановиться, это всё бросить". Эту экспедицию мы продолжим. Всё равно друзей много упёртых. Всё равно найдётся, кто захочет этого, продолжит. Мы пойдём туда ради памяти Дениса в первую очередь. Он бы панику не одобрил.