октябрь 22, 2010
У Татьяны Гуровой, шеф-редактора медиахолдинга "Эксперт", репутация аналитика, чьи прогнозы часто сбываются. Сама она называет себя экономическим оптимистом – ведь развитие страны определяют не власти с их, быть может, ошибочными решениями, а воля и энергия "многотысячной толпы хозяйствующих субъектов". И, значит, как бы ни ошибались власти, эта "толпа" шаг за шагом делает свое дело, выполняя частные планы модернизации.
В Барнаул г-жа Гурова приехала с идеями продвижения изданий медиахолдинга "Эксперт" и дала интервью.
– Татьяна Игоревна, ряд экспертов предполагает, что вторая волна кризиса уже в этом году неизбежна. Каковы ваши прогнозы?
– Не могу сказать, что есть явные признаки бурного роста в ближайшие месяцы, но и сколь-нибудь заметных экономических рисков я не ощущаю. Вообще, в моменты перехода экономики из одного состояния в другое надо наблюдать за лидерами. И если у лидеров рост (а он есть), все будет благополучно. Мой прогноз позитивный.
– Оказал ли кризис оздоровительное влияние?
– Безусловно. Все компании, которые хотели выжить, снизили издержки и за счет этого стали эффективнее. Происходит выбор новых стратегий развития – это заметно на всех рынках. Есть несколько любопытных, на мой взгляд, тенденций. Во всех секторах вперед вырываются компании, работающие c более массовым и менее богатым покупателем. Они зарабатывают уже не на марже, а на обороте, и это абсолютно новое явление. Кроме того, в компаниях из сегмента достаточно тяжелых отраслей стали понимать: при низких уровнях переработки есть пределы роста. И сегодня идет активнейший инвестиционный процесс, направленный на развитие последующих стадий переработки. Через два-три года вдруг окажется, что мы живем в другой стране.
– Компании снизили издержки, но как? Сократили персонал или грамотно выстроили бизнес-процессы, внедрили инновации?
– Было и то, и то. Что касается бизнес-процессов, то в этом смысле мне понравился пример "Глории Джинс". Они разбили время работы магазина на три части. В первые часы, когда в магазине мало посетителей, работает неквалифицированный продавец – он выставляет коробочки и редко отвечает на вопросы, а получает мало. Потом выходит ключевой работник за более высокую зарплату. А затем, во время спада посещений, третий – и он тоже получает мало. За счет этого они добились колоссальной экономии затрат на оплату труда. Со временем подобные технологии будут отрабатываться и в других компаниях – путь-то мы пока прошли очень маленький.
– Есть две точки зрения. Первая: прежде чем заниматься инновациями, надо модернизировать институты. Вторая: надо это делать сейчас, пусть силами государства, пусть через принуждение, а потом обновленные компании сами создадут нужные институты. Какая вам ближе?
– Конечно, вторая. Смысл-то в чем? Предприятие и есть институт… Экономическая деятельность – она очень простая. Люди создают какие-то вещи, другие люди их покупают. И сначала должны возникнуть вот эти первичные истории. Потом фирмы начинают конкурировать, возникает желание сделать товары лучше. Далее они обрастают другими институтами – аналитическими, экспертными, прочими.
Нельзя прийти на пустое место и сказать: "Это государство мне не нравится, буду строить другое". Вот президент США выпустил третью программу поддержки роста – через модернизацию транспортной инфраструктуры. В принципе, мы можем задаться вопросом: как же так, Обама выступил с такой программой, а мы нет? Но если сравнить мощности наших институтов, мы увидим: они могут такую программу произвести, а мы нет. Это не государство не может, это вся страна не может.
– Насколько значима в этом деле по выращиванию государства нехватка специалистов?
– С людьми есть проблема. Мы все мало что умеем, мы ошибаемся, учимся. Но по этому поводу мне вспоминаются мемуары Рокфеллера "Банкир в XX веке". Выпускник Гарварда, он в 1940-х
годах пришел на работу в семейный Чейз банк и был потрясен, как плохо там велись дела. Но все работало. Я это к чему? Какие кадры есть, такие и будут работать. И так было всегда и везде. Только
в 60-х годах прошлого века американские компании всерьез задумались над тем, как правильно считать производительность труда. Тем не менее они провели промышленную революцию, построили дороги и
прочее, прочее.
– Может, у них это работало потому, что люди не боялись лишиться бизнеса и поэтому вкладывали в него деньги?
– В России боятся вкладывать не только из-за этого. Важная проблема – неопределенность рынков. Если бы, допустим, у нас появилась программа жилищного строительства по городским подрядам и государство предъявило достаточно объемный гарантированный спрос в течение 5–10 лет, я не думаю, что какой-нибудь предприниматель отказался участвовать в таком подряде из соображения "а вдруг отнимут".
– Не формирует ли такая активность государства особую психологию? Когда бизнесмен тратит усилия не на продвижение своего чудесного товара, а на то, как бы попасть в госзаказ…
– Когда будет один госзаказ, это станет проблемой. Госзаказ должен обеспечивать возможность завоевания большой рыночной доли. Большая рыночная доля – это большие обороты и благорасположение кредиторов… Послевоенные годы в странах Запада были периодом строительства общества благоденствия. Но там же было колоссальное влияние госзаказов на формирование и транспортной инфраструктуры, и рынка недвижимости! И именно в этот период доля среднего класса у них увеличилась с 35 до 70 процентов населения. Без этого мощного рычага перескок из одного состояния в другое невозможен.
- Не могу не задать вопрос, который вам, думаю, порядком надоел. "Эксперт" – прокремлевский журнал?
– Этот вопрос так часто возникает потому, что в России принято считать: независимые СМИ должны быть в оппозиции к власти. Всегда. Мы так не считаем и не стесняемся поддерживать власть, если она права. Просто потому, что это власть нашей страны. Наши принципы, вписанные в "Книгу редакции": защита интересов предпринимательства и защита интересов России.
Справка
Татьяна Гурова окончила МГУ в 1986 году, географ. С 1986 по 1991 год – инженер в Институте энергетических исследований при президиуме АН СССР. С 1991 по 1996 год – эксперт, ведущий эксперт газеты "Коммерсантъ". С 1996 года – в журнале "Эксперт". С 2006 года шеф-редактор медиахолдинга. В 2009 году стала победителем Всероссийской премии в области общественно-политической журналистики "Власть № 4" в номинации "Лучший текст о будущем" и обладателем Национальной премии "Медиаменеджер России-2009" за запуск журнала "Русский репортер".