Федеральные игроки забирают сырье у алтайских переработчиков

октябрь 26, 2010

За девять месяцев текущего года цена на молоко в Барнауле в рознице выросла на 12,2%, и это почти на 2% больше, чем по России в целом. Поэтому на очередном заседании региональной комиссии по ценам, которое состоялось 20 октября, решили рассмотреть ситуацию на молочном рынке Алтайского края. Оказалось, что высокая динамика роста цен в рознице — не основная проблема сектора: стоимость литра молока в магазинах региона все равно остается одной из самых низких в стране. Претензии переработчиков, к которым апеллировали на совещании, оказались куда более весомыми: закупочная цена на сырье за девять месяцев 2010 года выросла на 24%.

Молоко.
Михаил Хаустов

Сергей Нежин,заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства, сообщил, что в настоящее время средняя закупочная цена на молоко в крае держится на уровне 13 рублей за 1 кг. Ему возразил вице-мэр Барнаула Михаил Щипицын."К нам обратились "Барнаульский молочный комбинат", "Модест" и "Лакт" с просьбой повысить цену на продукцию в связи с тем, что цена на сырое молоко увеличилась до 15 рублей", — сказал он.

Ситуацию пояснила начальник краевого Управления по пищевой и перерабатывающей промышленности Татьяна Зеленина:"По молоку базовой жирности 3,4% статистика действительно фиксирует в октябре цену 13,9 рубля за 1 кг. Но фактически сельхозпроизводители реализуют молоко по цене от 15 рублей. "Вимм-Билль-Данн" закупает молоко в Хабарском районе в хозяйстве "Им. Гастелло" за 17 рублей. И зачетный вес получается 21 рубль за литр молока. Аналогичные цифры дает "Столица молока" по закупкам на предприятии "Западное" Ключевского района. Поэтому сегодня говорить о 13 рублях уже некорректно". 

Наиболее высокую цену, по словам г-жи Зелениной, предлагают федеральные переработчики молока — "Юнимилк" и "Вимм-Билль-Данн". Сейчас эти компании недостаточно обеспечены молоком в Новосибирской, Омской и Кемеровской областях, где расположены их предприятия, поэтому они активно закупают молоко в крае. Повышенные расходы на сырье федеральные переработчики "отбивают" за счет наценки на продукцию до 27% в Центральной России. По данным Управления пищевой и перерабатывающей промышленности, из Алтайского края вывозится около 5% сырьевого молока.

В связи с этим конкуренция на рынке молока в регионе, и без того достаточно высокая, усилилась. Производимого сырья и раньше не хватало даже для того, чтобы обеспечить мощности алтайских переработчиков. В прежние годы они закупали дополнительный объем в соседних регионах. Теперь же такой возможности нет из-за дефицита сырья. Но жители края от недостатка молока пока не страдают: физиологическая норма потребления, установленная в законодательстве, на прилавки магазинов поступает.

"Мы не даем вывезти из региона более 5% молока. Когда федеральные компании повышают цены для производителей, мы вынуждены поднимать их тоже — и сырье остается у нас. Потенциал есть, нам не хватает сырья", — подтвердил Александр Балушкин,генеральный директор "Барнаульского молочного комбината". По словам Татьяны Зелениной, цена 1 кг молока от производителя в октябре составляла в среднем 22,64 рубля: "Однако предприятия Барнаула были вынуждены держать цену на социальное молоко 16,59 рубля. Ежемесячные потери и недополученные доходы данных предприятий составляли до 200 тыс. рублей в месяц".

По мнению Татьяны Зелениной, алтайские переработчики предпринимают достаточно мер, чтобы сэкономить на сырье и удержать цену: заводят собственные хозяйства КРС, закупают молоко у населения (оно дешевле сегодня: 9–11 рублей за 1 кг), экономят на транспортных расходах, создавая единые центры сбыта. "Безусловно, наличие посредников влияет на цены. Но индивидуальные предприниматели, закупающие молоко и сдающие его на молокоприемные пункты, — это люди, которые занимают свою нишу, работают с населением. Холдинговые компании создают торговые дома. "Столица молока" имеет торговый дом в Барнауле. Он концентрирует продукцию восьми предприятий и развозит ее по торговым сетям. Представьте, если бы тюменцевский маслосырозавод сам развозил товар. Какие транспортные расходы он бы понес? Здесь нужно еще раз­обраться, о посреднике идет речь или об элементе логистики?" — заметила г-жа Зеленина.

По итогам заседания первый вице-губернатор Сергей Локтев дал два поручения. Первое, вполне ожидаемое, Татьяне Зелениной — разработать программу, как сохранить максимальное количество сырьевого молока в регионе. И второе, более неожиданное,  мэру Рубцовска Петру Гамалееву— встретиться с собственниками "Вимм-Билль-Данна" и убедить их производить в крае не только сыр "Ламбер", но и молочную и кисломолочную продукцию.

Вот как данное предложение прокомментировал представитель "Вимм-Билль-Данн" Антон Калтыгин:"Теоретически нам было бы интересно производить в Алтайском крае традиционную молочную и кисломолочную продукцию с короткими сроками годности. Она производится, как правило, в регионе потребления. Но здесь есть несколько важных моментов. В крае сегодня дефицит молока-сырья. Запускать новые мощности имеет смысл, только если будет уверенность в получении дополнительных объемов сырья. Отвлекать на традиционную продукцию молоко, предназначенное для сыроделия, мы не можем. С точки зрения логистики скоропортящегося продукта Рубцовск — не самое лучшее место, разумнее было бы разместить производство около Барнаула.

Что касается роста цен, то значительное влияние на него оказывают не федеральные игроки, а местные переработчики. Например, сейчас мощности производства сыра значительно превосходят количество сырья. Сегодня алтайские производители закупают сырье в Новосибирской области".