октябрь 27, 2010
Позавчера у нас в Барнауле прошли такие какбыобщественные слушания. Нас какбыспросили, хотим мы мэра выбирать или назначать. На самом деле, нас, конечно, никто не спрашивал. Потому что "им сверху видно все, ты так и знай". А народ что? Народ безмолвствует. У него в этой пьесе роль без слов. А мне про все это надо было написать, потому что это моя работа.
Эпиграф:
Садимся в редакционную машину с коллегами.
Шофер уточняет, куда ехать:
"Вам туда, где оперетта?"
Я: "Ну, в принципе, можно это и так назвать…".
А там, натурально, и была оперетта. И хор в форме ГУВД. Мужественно обороняли здание от горожан. Общественные слушания от общественности. Стояли как триста спартанцев. Мэрия тоже несла вахту до последнего. Невозмутимые, как солдаты у Вечного огня. С чувством правильно исполняемого долга. Умрем, но флот не опозорим. За зданием администрации еще как минимум три "пазика" стояли. Тоже со спартанцами.
И даже если оставить за скобками то, что ограничивать количество людей на таких мероприятиях по каким-либо критериям, по сути, неправомерно, а ограничивать количество прессы – нарушать закон о СМИ, то все равно остается непонятным, почему не пустили даже аккредитованных журналистов за 20 минут до начала мероприятия…
И вообще, все, кто "не успел" – сами виноваты. Мест мало, а вас всех, желающих, много. На всех все равно не хватит. Зал, знаете ли, не резиновый. Понаехали тут. Надо было приходить раньше. За час или два хотя бы. Правда, отговорки насчет "не хватило мест", и "надо было приходить раньше" выглядят неубедительно. Те, кто "успел", говорят, что мест не было с 11 часов. Зал большей вместимости при этом не выбрали, хотя организаторов неоднократно предупреждали, что в этом зале мест может не хватить.
...На крыльце в это время толпились, толкались и кричали. Искренне и не очень. Кто-то просто был рад поводу попротестовать, а кого-то, и правда, status quo не устраивал. Приглашения на слушания от Барнаульской гордумы милицию не убеждали. Депутаты разного ранга долго размахивали корочками, пытаясь проникнуть в здание. Тоже не помогало. Помогал звонок в ГУВД. Но не всем. Только тем, кто знал, куда именно звонить.
А за 10 минут до начала мероприятия кто-то приказал закрыть двери и никого не впускать. Кто – не говорят. Делают страшные глаза. А тот, кто там все организовывал и отдавал распоряжения, - она, говорит, таких приказаний не отдавала. Все вопросы, говорит, к ГУВД. А ГУВД не то что на вопросы отвечать – оно вдруг резко перестало видеть журналистов. Как будто мы прозрачные и сквозь нас все видно, а нас - нет.
А все какбыответственные валят ответственность друг на друга и говорят "это не я, это он".
Продолжалось все это действо с трех до четырех часов дня (с двух до трех рассматривали городской бюджет). По словам участников, прения прекратились после трех выступающих. Записки из зала начали поступать, чтобы прекратить прения, ну и организаторы, конечно, прислушались к людям, ага. Прекратили.
В начале пятого утомленные слушаниями начали выходить из здания. ГУВД зачем-то всех выходящих снимало на видео. Я спросила, зачем. Мне, конечно, не ответили…
Потом на крыльце спикер гордумы, усталая, но довольная, долго и горячо благодарила сотрудников мэрии и ГУВД и пожимала им руки. Милицейское начальство, тоже усталое, но довольное, улыбалось в ответ. Я не выдержала и громко спросила "Что, даже вам смешно смотреть на этот цирк?". Они посмотрели сквозь меня. Я повернулась и пошла в домой в редакцию.
В общем, слушания состоялись, "глас народа услышан". Присутствовали все, кто хотел попасть, - сказали мне организаторы. Все прошло в рамках регламента, - если кто еще сомневается. Все претензии, если они у вас есть, можете направлять господу Богу. Ну или нашему гаранту, например. Как вам будет угодно, в общем. Можете и вовсе никуда не обращаться. Что-то мне подсказывает, что результат все равно будет тем же.
В общем, создали много ненужного шума и скандала. И смешно, и грустно. Чего боялись-то? Что попадут в зал эти триста человек и перекричат сторонников изменения Устава? Ах, оставьте. Согласие участников слушаний – формальность. На голосование депутатов она повлиять не может. Превратили в цирковое представление и трагифарс пустую формальную бюрократическую процедуру, обязательную для того, чтобы внести на сессию вопрос об изменении Устава. И большинство тех, кто пробивался через милицейские кордоны, об этом знали. И все равно пробивались.
А 22 октября прошли альтернативные общественные слушания по тому же вопросу. Прошли никем почти, кроме СМИ и группы общественников, не замеченные, в них поучаствовали чуть больше ста человек. Власть на них традиционно предпочла никак не реагировать. И результаты этого голосования тоже, естественно, никто и нигде учитывать не собирается. Вопрос об изменении Устава уже включен в повестку октябрьской сессии гордумы. У вас еще есть сомнения в том, как проголосуют депутаты?..
И да, на тот случай, если у кого возникнут вопросы.
Я в этой ситуации не за власть и не за оппозицию.
Я за выборы. И за соблюдение прав граждан.