Путешественник Евгений Горбик публикует уникальные фотографии с фестиваля охотников-беркутчи

ноябрь 2, 2010

Заслуженный путешественник России, мастер спорта СССР Евгений Горбик вместе с друзьями и единомышленниками уже шесть лет подряд не пропускает ни одного фестиваля ловцов птиц - охотников-беркутчи, который проходит в Монголии. В этом году он сделал подборку самых ярких фотографий с этого события за 2004-2010 годы. Самая первая поездка Евгения Горбика в Монголию на фестиваль ловцов птиц состоялась осенью 1996 года. Предлагаем читателям altapress.ru прочитать историю о том, как проходят такие мероприятия. 

Евгений Горбик,
заслуженный путешественник России, мастер спорта СССР:

Самая первая поездка осенью 1996 года в Монголию запомнилась мне в мельчайших деталях. Стоит ли говорить, что, чуть отъехав от границы, мы сразу же сумели заблудиться. Однако, именно благодаря этому недоразумению мы попали на отдаленную стоянку семьи аратов, где пожилой казах с руки кормил огромного орла. На нашу просьбу показать его способности, хозяин, не утруждая нас театральными приемами, что-то шепнул ей, отвязал кожаные ремешки с ног и тяжело подкинул птицу вверх, пронзительно крикнув ей в след. Не успели мы выкурить по сигарете, как на бреющем полете внезапно вернулся орел и неуклюже приземлился из-за застрявшего в когтях серого зайца. Невзирая на негодующий клекот, хозяин одел на голову птицы кожаный колпак и вынул тушку из сразу ослабших когтей.

Само-собой разумеется, что, узнав о предстоящем национальном празднике охотников-беркутчи в Монголии, а затем получив приглашение от хозяина турфирмы "Blue Wolf Tourism" г-на Ханата, я поспешил попасть туда. Это было в октябре 2004 года.

Фестиваль, а именно так называют этот праздник сами организаторы, продолжался два дня и имел обширную программу. Уже с утра к месту ристалища потянулся местный люд - ребятня кучками и пешком, низкорослые лошадки на подгибающихся ногах от двух-трех всадников, байкеры в ватных халатах глотали желтую пыль за УАЗиками. В десяти километрах от городка Баян-Ульгий собралось около тысячи человек и среди них не было ни одного равнодушного.

Упустив открытие праздника, я сразу попал в водоворот толпы, которая беспорядочно волокла меня туда, где ей казалось интереснее. Мало что понимая, глазел на соревнования местных "джигитов", которые проявляли чудеса гибкости и ловкости - на полном скаку поднимали с земли разбросанные по хитроумной схеме синие платки. А вот борьба "кокбар" не потребовала от меня большого напряжения мыслительного процесса. В размеченный камнями квадрат вбрасывается волчья шкура и по сигналу судьи всадники стремятся первым поднять её с земли, зарабатывая первое одобрение зрителей. Затем они съезжаются, каждый закрепляет свою хватку и начинается сама борьба. Задача проста: любой ценой вырвать шкуру из рук противника. Если азарт отключает разум, а хватка руки сравнима с тисками, то даже лошадь не может устоять на ногах и грохается оземь. Падение лошади - не просто проигрыш - это полная дисквалификация. Бывает, что упорство одинаковых по силе соперников так велико, что по просьбе зрителей судьи объявляют ничью и они оба переходят в следующий этап соревнований. Чем ближе к финишу, тем более заметно, что финалисты "приняли на грудь", хотя это и не одобряется, но они уже почти герои дня, а победителей, как известно, любят в любом виде.

Днем раньше, я бы наплевал в глаза любому, кто сказал бы мне, что в Монголии есть иноходцы. До сих пор слово "иноходец", по моему разумению, было позволительно произносить по отношению к арабским скакунам и прочим особо благородным породам лошадей. Тонкие точеные ноги, гордая голова на длинной шее, всадник голубой крови в красном плаще, на худой конец аккуратный жокей в чопорной униформе - вот что такое иноходец! Но факт! Три десятка лохматых разномастных низкорослых лошадок под неумолчный гвалт толпы бегут несколько кругов, обливаясь потом от напряжения передвигать ноги в несвойственном природе стиле. Встаньте на карачки сами и попробуйте передвигаться, одновременно переставляя левые а затем правые конечности! То-то! Сразу понимаешь спортивную ходьбу,- и здесь тебя сверху хлещут плетью, а бежать, как мамка учила,- не моги!