ноябрь 3, 2010
…Босс просит подчиненного: подбери, дескать, мне кандидатурку ветерана (в прошлый месяц с 1 по 31 число как раз "заботились" о пожилых людях). Да не простого ветерана, а чтобы у него проблема была. Вроде бы бери любого – не промажешь, у каждого наболело. Но босс дальше говорит: этого человека надо завести в Большой Кабинет – там надо изложить свою беду. Задача усложняется: говорить с начальством под телекамеру да говорить так, чтобы еще и посторонние уяснили суть, сможет не каждый обладатель проблемы. "Ничего, – думает подчиненный, – потренируемся, отрепетируем…" Но самое важное еще не было сказано: проблема должна быть такой, говорит босс, чтобы ее мог решить хозяин. Если же беда не решается или требует много средств – пусть и дальше живет с ней.
Естественно, этой истории положен хеппи-энд: ветеран, обрадовавшись, что его проблема решена, должен вознести похвалу кому надо. А глупые зрители должны подумать: жить стало лучше, жить стало веселей благодаря (поставить нужное имя).
Конечно, секрет любого фокуса – сделать обман незаметным. Или внушить зрителям, что иллюзия и есть правда. У вас не закрадывался вопрос, зачем телеканалы ведут летопись восстановления пострадавшей от пожара нижегородской деревни и почти никогда не фокусируют внимание общественности на тех, кто пострадал от локальных пожаров, когда уничтожается дом-два? Ведь многие догадываются (а многие знают точно), что этим страдальцам помощь от государства исчисляется не миллионами рублей, а двумя-тремя тысячами. По-моему, тут дело в хозяине кабинета, который не забывает вычислить эффект от телекартинки с собой на первых ролях.
Почти месяц прошел, теперь уж и не вспомнить – или услышал эту историю от знакомых, или в Интернете прочитал. Но она точно передает смысл переживаемого момента: нам в этих фокусах еще долго исполнять роль безмолвного реквизита.