ноябрь 9, 2010
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Экономические реформы в России откладываются как минимум на два года. До тех пор, пока в стране не пройдут сначала думские, а затем и президентские выборы. Бизнес должен отдавать себе отчет в том, что в этот краткосрочный период нагрузка на него будет расти. Причем нагрузка не только налоговая, но и административная. Государство же, памятуя о трудных выборах, будет продолжать гнуть свою линию: увеличивать социальные расходы и пытаться получить экономический рост за счет поддержки потребительского спроса.
Такие выводы сделал я для себя, побывав на V ежегодной конференции "Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности", которую проводит Альфа-Банк. Выступления большинства экспертов получились неутешительными, а иногда совсем уж грустными для предпринимательства. Правительственный расчет на быстрый выход из кризиса пока не оправдывается. На тушение экономического пожара было потрачено треть всех резервов. Но в итоге Россия получила падение ВВП в размере почти 8%, что является самым высоким показателем среди ведущих стран мира и стран с развивающейся экономикой за исключением Украины.
Проблема в том, что государство по-прежнему не очень доверяет бизнесу и не желает, чтобы он принимал хотя бы малейшее участие в политической жизни страны. Вместо того чтобы в кризисные годы заниматься развитием инфраструктуры (как это делали очень многие страны, например совершенно полярные Китай и Швейцария), у нас власти занимались созданием иллюзорной финансовой поддержки отдельным предприятиям и ростом социальных расходов. Конечно, с одной стороны, это было оправданно. Таким образом государству частично удалось сдержать лавину банкротств компаний и закредитованных физических лиц. Но с другой — потребление у нас сохраняется на высоком уровне, а вот эффективность производства, переход экономики на новые рельсы заметно хромают.
Отечественные банки накапливают пассивы. Объем вкладов в этом году у них достигнет триллиона рублей. Но развернуть огромную денежную массу в поток инвестиционного кредитования они не могут. Кредиты остаются очень дорогими, на их стоимость серьезно влияет инфляция, а она за счет поддержки потребления остается в районе 9–10%. Пока нас спасает выправляющаяся ситуация на мировом рынке нефти и газа. Но эта та игла, с которой мы хотели бы слезть. В общем объеме экспорта на долю двух основных сырьевых товаров России приходится 64%. В то же время наша страна привлекает к себе всего 1% мировых инвестиций. О построении инновационной экономики с такой цифрой даже стыдно говорить.
Так что переход "от парадигмы потребления к парадигме инвестиционного роста" (формулировка Петра Авена) откладывается. Самый яркий пример — пенсионная реформа. Точнее, ее полный паралич. Вместо того чтобы заниматься развитием пенсионной системы и пытаться хоть как-то образом направлять накопленную часть в инвестфонды, государство решило заткнуть дыру путем увеличения страховых взносов. Потому что уже никто в правительстве не скрывает, что еще одну пенсионную реформу, затеянную накануне выборов, население не поймет. А стабильность и предсказуемость умов, в понимании власти, — гарантия будущих реформ. Будущее подождет.