ноябрь 15, 2010
На государственную поддержку смогут рассчитывать только те предприятия малого и среднего бизнеса края, где среднемесячная заработная плата на которых составляет не менее 10 тыс. рублей. Об этом 10 ноября на форуме предпринимательских объединений Алтайского края заявил губернатор Александр Карлин. Он считает, что государство, помогающее предпринимателям, вправе требовать от них социальной ответственности. "Ваше дело" поинтересовалось у представителей бизнеса: а у вас есть резервы для повышения зарплат?
Мы с супругой долго обсуждали заявление губернатора о том, что зарплата должна быть не менее 10 тыс. рублей. По моей оценке, резервов для повышения зарплаты у малого бизнеса нет. Товарооборот у нас небольшой: на один магазин в месяц приходится порядка 700 тыс. рублей. Фонд оплаты труда составляет 3% от товарооборота. При этом никто не учитывает, что мы оказываем постоянную спонсорскую помощь как жителям села, которые просто приходят и просят, так и при проведении различных мероприятий. Если нас обяжут повысить зарплату до 10 тыс. рублей, то, как говорили на съезде, придется либо уходить "в тень", либо сокращать бизнес.
Средняя заработная плата у нас на предприятии 23 тыс. рублей. Конечно, наш мозговой центр — конструкторы, они получают гораздо больше. Минимальная оплата молодого конструктора, который приходит к нам, около 28 тыс. рублей. Самая маленькая зарплата на предприятии у уборщиц, они получают по 10 тыс. рублей. Поэтому заявление Александра Богдановича нас не пугает. Кроме того, в ближайшем будущем руководством завода планируется повышение зарплат. Хотя надо заметить, что на сегодня наши средняя и минимальная зарплаты гораздо выше, чем у других машиностроительных предприятий края.
Нет никаких резервов. Все молочные предприятия закредитованы. А денег, которые мы получаем за реализованное молоко, нам с трудом хватает, чтобы покрыть текущие расходы. Меня удивляет, почему год назад, когда цена на сельхозпродукцию была ниже себестоимости, власть не спрашивала, как мы вообще умудряемся платить своим работникам. Надо учитывать специфику сельского хозяйства. Например, на нашем предприятии средняя зарплата — 7 тыс. рублей. Работают здесь люди из четырех соседних деревень. Большая часть из них не имеют профильного образования и относятся к категории неквалифицированных кадров. Повысить им зарплату я не могу, возможности нет. А если буду их увольнять, сразу перестану быть "социально ответственным" работодателем.
Возможность поднять заработную плату в сфере автоперевозок есть. Дело в том, что сейчас в Бийске искусственно раздуто количество транспортных средств на маршрутах. Его нужно скорректировать, а для этого необходимо просчитать величину пассажиропотока. Правда, это приведет к сокращению рабочих мест, но и к увеличению зарплаты как минимум на 15%.
Губернатором озвучены довольно серьезные цифры. Для нашей сферы, считаю, это чересчур высокая планка. В хлебопекарной отрасли резервы для повышения зарплаты есть, но совсем небольшие. Сейчас растут цены на сырье: сахар, маргарин и муку. Это не очень располагает к увеличению зарплаты. Вместе с тем на нашем предприятии сейчас поставлена задача усилить контроль над затратами. Разрабатываются методики по каждому направлению, в частности, контролируются расходы на ГСМ, на электроэнергию, на фасовочные материалы, тщательно отслеживаются закупочные цены. Постараемся использовать эти резервы для увеличения зарплаты. Но в любом случае в отрасли хлебопечения вряд ли оплата труда будет полностью соответствовать тем цифрам, которые были озвучены.