ноябрь 15, 2010
"Ваше дело" продолжает публиковать наиболее интересные экспертные выступления на конференции "Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности", прошедшей 29 октября в Москве.
Я приехал на конференцию сразу после заседания Российской трехсторонней комиссии по социальному партнерству, в которую входят члены правительства, профсоюзы и работодатели. И на этом заседании мы обсуждали, пусть и с некоторым опозданием, прогноз социально-экономического развития страны на 2011 год и на плановую перспективу до 2013 года, а также основные параметры федерального бюджета на тот же период. Хочу вас познакомить с некоторыми любопытными цифрами.
Если смотреть на официальные прогнозы роста российской экономики на период до 2013 года и иметь в виду, что за базу был взят показатель 2009 года, то эти темпы выглядят просто ошеломительно. Например, рост инвестиций за трехлетний период составит в России около 25%, рост промышленного производства — почти 22%, прибыль увеличится аж на 73%. Безусловно, для более корректных оценок было бы неплохо использовать не только экономическую статистику кризисного 2009 года, но и 2008 год, когда показатели нашей экономики больше отвечали тренду перегрева. Но прогноз роста все равно впечатляет.
Тем не менее если говорить о консервативном сценарии развития российской экономики на краткосрочный период, то вообще понятие консерватизма бывает совершенно разным. У правительства здесь тоже имеется совершенно свой взгляд. Знаете, какой вариант сценария назван консервативным? Это когда в России будет "низкая инвестиционная активность на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки на бизнес и население, а также при стагнации государственного спроса". Конечно, по идее, такой вариант прогноза нужно назвать пессимистическим, но у правительства он почему-то консервативный.
Очевидно, что для нас одна из самых острых тем — это повышение нагрузки на бизнес. Мы буквально две недели назад проводили заседание правления РСПП, на котором обсуждали этот ключевой вопрос. Отмечу сразу, что нагрузка на бизнес во всех вариантах экономических сценариев только растет. Какой прогноз не возьми! Вы, конечно, уже хорошо знаете, что в 2011 году социальные платежи, которые заменили единый социальный налог (ЕСН), увеличатся и составят в совокупности 34%. Хотя в прошлом году эффективная ставка ЕСН не превышала 22,5%. А в этом году уже после отмены ЕСН суммарная ставка всех страховых платежей равна 26%. И вот далее будет 34%.
Если внимательно присмотреться к этим цифрам, то можно увидеть, что за два года страховые платежи для бизнеса увеличиваются более чем на треть. Это существенный рост нагрузки. А если смотреть по разным отраслям, то увеличение нагрузки повлечет за собой увеличение совокупных затрат предприятий на 1–3%, что в свою очередь приведет к снижению рентабельности от 2% до 65%. Почему такой разброс? Он связан с разной долей заработной платы в суммарных издержках предприятий.
Понятно, что есть отрасли, где фонд заработной платы занимает основную часть издержек компаний. Это, например, производство программного обеспечения, компьютеров, интеллектуальные виды бизнеса и т. д. Но есть и другие примеры. Так, средняя рентабельность предприятий, занимающихся переработкой древесины и производством изделий из нее, упадет примерно до уровня 2,7%. После роста социальных платежей развитие предприятий этой отрасли становится экономически бессмысленным.
Мы выступали против введения страховых платежей. И нашему союзу удалось даже на один год отсрочить их повышение. Честно говоря, мы рассчитывали использовать 2010 год на дальнейшие переговоры с правительством о необходимости реформирования социальных фондов. Наша идея была такой. Сначала в стране надо реформировать пенсионную систему, затем систему социального обеспечения и медицинского страхования. И уже после этого можно было бы посмотреть, какие ресурсы под новые структуры нам необходимы. Но правительство пошло совершенно другим путем. Классический пример — позиция Минсоцздрава. Там приняли решение, что нужно просто на 2% увеличивать отчисления в ФОМС — с 3,1% до 5,1%. Но поскольку никакой реформы страховой системы у нас нет, то вырученные деньги решено потратить на ремонт крыш и унитазов в медицинских учреждениях по всей стране.
Конечно, это тоже важно. Крыши и унитазы могут находиться в плачевном состоянии. Но у нас было другое предложение. Мы говорили: давайте на два года введем региональный налог, который будет идти на реформирование и развитие учреждений здравоохранения. А за это время разработаем модель эффективного функционирования Фонда обязательного медстрахования. Ее ведь еще нужно подобрать, изучить иностранный опыт. В одних странах, в той же Великобритании, такого вида страхования вообще нет, в других государствах есть смешанные модели и т. д. Но и это наше предложение правительством не было принято.
Теперь нам не совсем ясно, как при таком уровне увеличения нагрузки на бизнес правительство планирует получать рост инвестиций в основной капитал в размере 10% в год. Это действительно очень серьезный вопрос. Особенно в контексте того, что другие источники инвестиционных ресурсов, в частности банковские кредиты, сегодня по разным причинам ограничены.