Что случится с образованием в результате вступления в силу №83-ФЗ

ноябрь 23, 2010

Федеральный закон № 83, мудрено поданный властью как "совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений", уже получил в народе более понятное определение — коммерциализация бюджетной сферы.

Ученик, школа.
Михаил Хаустов

Газета "Ваше дело" начинает серию материалов о том, как будут жить в новых условиях различные бюджетные секторы. Первая публикация посвящена образованию. Мы решили начать именно со школ и вузов, потому что образование — это основа всего. Многие ошибочно полагают, что законом бесплатное образование отменяется. Это, конечно, не так. Хотя следует признать, что риск погрузить малокомплектные школы в жесткую конкурентную среду только повысится. Выживут, скорее всего, не все.

Это пиджак с пустыми карманами

В результате реализации этого закона чиновники получат рычаг для манипуляций. Так считает Владислав Вакаев - член бюро регионального отделения партии "Справедливая Россия", доцент кафедры философии и культурологии Алтайской государственной педакадемии.

— Владислав Александрович, вам, как преподавателю вуза и одновременно члену партии, насколько этот закон понятен?

— Лично для меня закон очень прост: его суть в резком снижении расходов государства на социальную сферу. Власть понимает, что доходы от продажи сырья в дальнейшем будут падать, и готовится сбросить с себя социальные обязательства. Закон сделан очень хитро. Наш лидер Александр Терентьев про него говорит так: "Пиджак с пустыми карманами". В законе не прописаны конкретные траты на важные социальные сферы и предполагается возможность их существенного урезания. Отсюда возникает много вопросов. Например, каков будет госзаказ? Что будет, если учреждение станет банкротом?

Больше похоже на приманку, чем на свободу

Леонид Ивановский, председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза работников образования критически относится к коммерциализации бюджетной сферы. Он считает, что страна, экономящая на образовании, не имеет будущего.

— Леонид Никитич, как вы считаете, насколько понятен этот закон?

— Закон понятен, потому что он лежит в уже ставшем для нас привычным русле действий федерального правительства: сбросить как можно больше функций вниз, на регионы. Дальше по цепочке те сбрасывают на территории региона, а те — на учреждения, в данном случае на образовательные. Хорошо, если бы эти "реформаторские придумки" подкреплялись дополнительным финансированием. Но в правительстве только говорят: "А деньги вы сами найдите. Образовательные учреждения теперь самостоятельные. Вот вам финансирование по минимуму, потому что детей в вашей школе мало. Работайте как хотите".

Надо пробовать, надо развиваться

Генриетта Татарникова, директор барнаульской гимназии № 42 считает, что закон предоставляет свободу выбора.

 — Генриетта Викторовна, насколько вам понятен № 83-ФЗ? Много ли вопросов возникло при его прочтении?

— Если говорить о сути изменений, то становится другим механизм предоставления средств учреждениям. Во-первых, казенным образовательным учреждениям средства будут предоставляться по-прежнему по смете. И изменить такую смету расходов директор не сможет. Вторая группа — это бюджетные и автономные учреждения. Им будут выдаваться субсидии на реализацию в том числе стандарта. В этой ситуации директор уже самостоятельно принимает решение о том, как деньги разделить. Но самостоятельность директора здесь тоже не абсолютна. Ограничена она государственными общественными органами управления.

Госзаказа на воспитание здесь нет

Евгения Морозова, председатель Алтайской общественной организации "Краевой союз за здоровое развитие детей", член Общественной палаты Алтайского края считает, что сегодня "эффективность российского образования прямо пропорциональна вложенным в него средствам".

— Евгения Васильевна, как директора школ отнеслись к этому закону?

— Позиции очень разные. Директора крупных школ этим законом не напуганы. Они, скажем так, давно живут в условиях конкуренции за ребенка. Они и внутришкольную стратегию строят так, чтобы привлечь к себе как можно больше учащихся. Принцип подушевого финансирования наталкивает их на такие действия. Больше этот закон пугает директоров малокомплектных сельских школ. Опасность в том, что они могут быть признаны неэффективными и не получат госзаказа.

Справка

В Барнауле работают 317 учреждений образования.