"Трагедия в "Трансваале" никакого отношения к нам не имеет"

июнь 4, 2004

"Мы с городской администрацией уже лет пять по поводу цен не бодаемся - взаимопонимание есть. Да если и снизить цены, то ко мне вместо 500 человек больше двух тысяч придет. И что я со всем этим народом буду делать? Получится сплошная антиреклама, и к тому же все клумбы в парке вытопчат". Эти слова принадлежат генеральному директору "Алтай-Парк холдинга" Роману Романову. Сезон активного летнего отдыха начинает набирать обороты. И парки Романова в этом сегменте рынка занимают ведущее положение. Однако безоблачным "карусельный бизнес" пока назвать нельзя. Своими мыслями о перспективах развития Роман Романов поделился с нашей газетой.

- Роман Николаевич, вы - президент Лиги парков Сибири. Как выглядят парки Барнаула в сравнении с парками других сибирских городов? Какую долю они занимают в общей индустрии развлечений города?

- Нужно сказать, что в сравнении с сибирским регионом парки в Барнауле довольно неплохо развиваются. Всего у нас пять парков с разной формой собственностьи и разными условиями отдыха. Есть довольно компактные, есть парк с большой рекреационной (прогулочной) зоной. За год при 640-тысячном населении Барнаула наши парки "пропускают" свыше 1,2 млн. человек. Однако прошлогоднее, четвертое по счету совещание участников "Лиги парков Сибири", которое проходило в Барнауле, показало, что направления нашей деятельности далеко не исчерпаны. Чтобы быть востребованными, необходимо предлагать посетителям новые услуги на качественно более высоком по общероссийским меркам уровне. В Краснодаре, например, построен парк на острове, в Геленджике есть тематический парк "Капитана Врунгеля". Таких нестандартных парковых решений есть немало в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Но помимо парков нужно развиваеть еще одно интересное направление - зоны летнего отдыха. В Новосибирске есть зона отдыха "Набережная", куда только по праздникам съезжаются более 100 тысяч горожан. Вот это объем! Что касается доли парков в городской индустрии развлечений, то наши прямые конкуренты - кинотеатры, театры и пляжи - пока заметно уступают нам по количеству посетителей. С точки зрения проведения досуга горожан парки сегодня занимают лидирующее место.

- Чем удивите барнаульцев в этом году?

- Я могу говорить о структурах "Алтай-Парк холдинга". В "Солнечном ветре" мы сохраним профиль семейного парка, а различные "молодежные" экстрим-аттракционы перенесем на новую территорию, слева от ДК "Трансмаш". Там установим 10 таких аттракционов ("Американские горки", "Качели НЛО", "Летающий дракон" и пр.), а также оборудуем прогулочную зону на площади 3,5 гектара.

Будет расширяться и парк "Барнаульская крепость". Мы планируем рядом с действующими аттракционами создать зону, рассказывающую об истории города начиная - начиная с кочевников и заканчивая демидовскими фабриками. Получится своеобразное путешествие поситителей парка в прошлое города, которое нам представляется очень интересным. - Нам известно, что у вас были проблемы с выделением земли под эту историческую часть "Барнаульской крепости". Они как-то разрешились?

- Нет, но находятся в стадии проработки. Это очень сложный вопрос. С одной стороны парк - это место общего отдыха горожан, с другой - бизнес. Для нас в данном случае принципиален срок аренды выделяемой площади и условия обременения этой аренды. Если под парк "Солнечный ветер" нам установили срок аренды земли в 10 лет, то по "Барнаульской крепости" все условия только обговариваются. Мы приводим в пример городской администрации условия пользования земельными участками в Томске и Красноярске. Там участки арендованы на 49 лет с хорошим обременением. Города от этого только выиграли: на содержание парков не тратятся бюджетные деньги, в парки вкладываются инвестиции, люди получили великолепный досуг.

Такая же тенденция начинает прослеживаться и в Барнауле - совместно с юристами городской администрации мы сейчас разрабатываем положение о правовом статусе парка. Этим документом мы хотим прежде всего урегулировать вопрос о соотношении затрат, которые несут парки по сохранению зеленой зоны, и стоимости, по которой земля передается им в аренду. Как известно, каждый парк можно условно разделить на две части - коммерческую, где эксплуатируются аттракционы, и некоммерческую для прогулок и пассивного отдыха. Полагаю, что стоимость аренды для коммерческой зоны должна рассчитываться исходя из общих рыночных принципов. В то же время при расчете стоимости земли для прогулок следует вводить какие-то льготы или вообще передовать ее безвозмездно. Кроме того, в положении должны быть предусмотрены гарантии инвесторам, вкладывающим деньги в развитие парков.

- Трагедия в "Трансвааль-парке" как-то ужесточила меры контроля за работой парков со стороны властей?

- Трагедия в "Трансваале" никакого отношения к паркам не имеет. Я в апреле был на международной выставке-семинаре по безопасной эксплуатации аттракционов в Москве. Там было сказано, что "Трансвааль" - это проблема проектирования и строительства. Размещался бы там рынок или что-то еще, все произошло бы точно также.

Шанс возможной трагедии на аттракционе равен не более 0,1% на тысячу человек. Сравните с автокатастрофами. Однако каждый из таких редчайших случаев становится очень заметным.

Нас в большей степени коснулся не случай в "Трансвааль-парке", а обвал атракциона "Сюрприз" в Лиозновском парке Москвы в апреле этого года. Проверяющих стало больше. Однако на сегодняшний день в перечне лицензирования сертифицируемой продукции и услуг нет ни аттракционов, ни их эксплуатации. В перечне Гостехнадзора тоже нет аттракционной техники. Но мы занимаемся вопросами безопасности очень серьезно. Состояние металлических конструкций и фундаментов ежегодно освидетельствуется региональной лабораторией международного авиационного союза, которая находится в Новосибирске.

Кроме того, в 2003 году Лигой парков Сибири и ассоциацией культуры и отдыха Южного федерального округа были разработаны и утверждены корпоративные стандарты, регламентирующие требования безопасности при эксплуатации аттракционов. Эти стандарты, принятые для добровольного применения, на мой взгляд, по уровню требований сопоставимы с международными. Власти большинства столиц регионов Сибири, которых мы ознакомили с этими документами, отозвались о них положительно и теперь будут рекомендовать эти стандарты руководителям парков и производителям аттракционов.

Кстати, в Европе вопросы безопасности решены очень просто - вся подобная деятельность страхуется. У любого предпринимателя должно быть страховое свидетельство о возмещении вреда третьим лицам и - все! Экономика заставляет бизнесменов заботиться о хорошем техническом состоянии аттракционов. Если же оборудование у тебя старое и на нем может что-то случиться, то страховая компания выставит тебе такой счет, который будет "весить" больше чем весь твой бизнес. Выгоднее будет оборудование продать или утилизировать, чем на нем работать.

- Ваш холдинг занимается производством аттракционов. Успешно?

- В структуру нашего холдинга входит производственное объединение (ПО) "Алтай-Парк". Оно занимается выпуском мобильных аттракционов. Сначала это был участок по изготовлению продукции для собственных парков, теперь он вырос до целого ПО. Мы выпускаем достаточно компактное оборудование, чтобы можно было без особых проблем поставлять его в любую точку страны. Это ряд продукции из 30 наименований: бамперные лодки, мини-карусели, аккумуляторные мотоциклы, стеклопластиковые элементы оформления существующих аттракционов, различные модификации железных дорог и т.д.

В этом году мы в четвертый раз участвовали в московской международной выставке паркового оборудования и достаточно хорошо продаем свою продукцию. Диапазон поставок - от Владивостоека до Питера, от Сочи до Северодвинска. Сейчас нам очень интересен рынок Казахстана, там тоже растет интерес к парковому досугу. Вся продукция обкатывается здесь в барнаульских парках и затем поствляется заказчикам. Можете съездить в Сочи, Анапу, Геленджик, посетить столичный парк "Сокольники" или Всероссийский выставочный центр и покататься там на наших аттракционах. Прчем наши аттракционы в два, а иногда и в 10 раз дешевле, чем зарубежные аналоги.

- Если в Барнауле парковый бизнес развивается, то в других городах и районах края этот процесс идет менее интенсивно. Собираетесь ли вы распространять свою деятельность за пределы краевого центра?

- Собираемся, и не только на Алтае и в Сибири, но также в городах России и ближнего зарубежья. Весь вопрос - в формате этого выхода. Сейчас в стране зарегистрированы свыше 1200 парков, а интенсивно развиваются не более 100. В то же время во Франции стационарных парков не более пяти. Остальные - передвижные и путешествуют из города в город. Я, например, не думаю, что где-нибудь в Славгороде необходимо строить новый парк с большим количеством дорогих аттракционов, который неизвестно когда себя окупит, и окупит ли вообще. Тем более - в районных центрах. Один депутат крайсовета "выбил" для своего райцентра колесо обозрения. При нормальной загрузке такое колесо "перекрутит" всех жителей района за два-три дня. А дальше кто будет кататься? Это то же самое, что купить себе двухэтажный автобус, ездить на нем на работу и удивляться, что расходуется много бензина, и эксплуатация как у паровоза.

Лучший вариант для нашего края - те самые компактные "передвижки", но с очень высоким уровнем исполнения. Оборудование для этого создается, и данная ниша может быть вполне прибыльной. Сейчас уже по краю катается одна уральская "передвижка", надеюсь и наши бизнесмены найдут свой интерес в этом.

- И все-таки ваш холдинг будет работать в этой нише или нет?

- Сейчас мы обдумываем это направление. Может быть, нам будет выгоднее поставить по заказу стационарный парк куда-нибудь в Москву или Киев. Одним из наших подразделений является компания "Алтай-Парк лизинг", которая будет продвигать наше оборудование на рынок.

- Каков общий объем дохода парков Барнаула за сезон?

- Это коммерческая тайна, и я не могу озвучивать такие цифры без согласия коллег. Свои достижения выставлять тоже некорректно. В принципе, доход не слишком великий. Но скажу, что в 2004 году доход будет выше прошлогоднего как минимум на 120%. Рост произойдет за счет ввода в работу нового оборудования. В этом году в парки уже вложено порядка 24 млн. рублей. Для Барнаула это вполне приличная цифра.