декабрь 17, 2010
Лариса Хомайко, обозреватель.
Анна Зайкова
Недавно к нам приходил Вениамин Васильевич Жулин.
– Умирают наши ребята, – сказал он. – И все говорят, что самое счастливое время в их жизни было там, в совхозе.
В жизни Вениамина Васильевича было время невероятного счастья, про которое он говорит так: "Свободный труд свободных людей на свободной земле".
В 1969 году они построили в казахстанской полупустыне свое экономическое чудо. На весь совхоз было всего два, так сказать, менеджера – директор и экономист, а все важные вопросы решались гласно и демократично. Они занимались не планированием-учетом-контролем – просто старались, чтобы каждый час тратился на производство продукции высокого качества. Зарплата в совхозе была в три раза выше, чем в среднем в советском сельском хозяйстве. Атмосфера свободы и творчества привлекла архитекторов, которые создали суперсовременный поселок. Жизнь была – как большая цитата из ранних Стругацких, как построенный коммунизм.
Эксперимент кончился ожидаемо – уголовными делами. Человек, который все это придумал, бывший замминистра, кстати, умер в тюремной больнице. Вениамин Васильевич отсидел восемь лет.
…Мы познакомились лет пять назад, когда он горел идеей повторить этот эксперимент в Алтайском крае. Ходил по кабинетам и ставил ребром шестидесятнический вопрос: "Вы романтик или говнюк? Если романтик, то вы мне поможете". Он даже нашел землю, где можно было построить поселок-мечту. Он вел сложные переговоры с нашими университетами – хотел, чтобы в поселке жили и работали их выпускники.
Конечно, ничего у него не вышло. Конечно, он до сих пор не расстался со своей мечтой.
– Почему все стоящее добывается ценой каких-то неимоверных усилий? Почему плохое побеждает так легко, а хорошее – так трудно? – спросила я.
– Я знаю, – ответил Вениамин Васильевич. – Все дело в корыстолюбии. Это качество, которое мешает человеку быть счастливым. Вот он и тащит всю жизнь свою ношу, как муравей.
Мы потом молчали и смотрели в окно, там было уже черно в пять часов. "Но в черном окне кто-то белой косынкой машет, и эта косынка издалека видна".