декабрь 21, 2010
День памяти погибших журналистов проводится СЖР 15 декабря вот уже пятнадцать лет, и вопросы, которые он вызывает, остаются практически неизменными: какова ситуация с расследованием нераскрытых преступлений, что сделано властями для защиты работников СМИ? В 2010 году общественный фон этих проблем все же радикально отличался от того, что было в предшествующие годы. Отличался тем, что много говорили о нарушаемых правах журналистов и необходимости покончить, наконец, с безнаказанностью тех, кто на них нападает и убивает. А случай с Олегом Кашиным стал началом настоящей национальной кампании в защиту журналистов с активным участием президента, генерального прокурора, лидеров СМИ и практически все популярных телеканалов.
О важности особого законодательства, призванного защитить журналистов, рассуждали так много, что возникла опасность - не вызовет ли это противопоставления работников СМИ и всех прочих граждан. Говорили и о том, что закон принять можно (тем более что проект его уже давно лежит в Государственной Думе), но вот кто и как его будет выполнять — неясно, так как многие из вполне внятных и важных законов (например, закон, предусматривающий ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста) крайне редко применяются.
В этой связи важно помнить о самом главном: честная и бесстрашная журналистика есть не только дело профессионального цеха, но и барометр состояния общества, один из очень немногих инструментов, которые позволяют хоть как-то влиять на ход событий и вовлекать людей в обсуждение своей собственной жизни. И низкая цена работы, безопасности и самой жизни журналиста – это маркер реального отношения к человеческой жизни и человеческому достоинству в целом в стране. Виртуальная угроза беспорядков со стороны каких-то " дедов хасанов", захватывающих столицу, о которых удивительно неловко (ну чем не пример разжигания страстей?) намекнул Интернету известный кремлевский чиновник, в этом контексте кажется только слабой попыткой отвлечь от главного – совместного решения по исправлению того, что мешает жить спокойно и достойно в своей стране.
Об этом и напоминает нам память о погибших коллегах, которые верили в это будущее.
Резня в той же Кущевской, убийство Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова неразделимы в этом смысле — как проявления одной чудовищной модели взаимодействия людей и сегодняшнего общественного устройства. Устройства, в котором нет ценностей и принципов, кроме сиюминутной жажды обогащения, где правит беспредел и презрение не только к конкретным людям, но и к своей стране и ее будущему.
Самое поразительное, что такая модель некоторыми современниками, коллегами из медиасферы в том числе, воспринимается как вполне приемлемая и даже современная. Что демонстрирует отечественный эфир, в частности. Виртуальный мир, который обрушивается на нас с экрана, не похож зачастую не только на то, что мы наблюдаем рядом, но и на близкую по формату картинку СМИ других стран. Ни в одном кошмарном сне, к примеру, не могу представить ни одного американского или европейского миллиардера, который открыто предлагал бы уменьшить зарплату, увеличить рабочий день до 12 часов и лишить рабочих всех социальных гарантий. Не только его публичный имидж, но и бизнес (который в значительной степени зависит от имиджа) едва ли вынесли бы такой удар. Тамошний умудренный жизнью и опытом капиталистического развития магнат скорее будет рассказывать (и оплатит рекламное время) о своих программах охраны труда сотрудников, защите окружающей среды и непременно о благотворительных проектах.
Понимаю, такой олигарх не распиливал бывшую коллективную собственность, он вообще вырос в другом обществе, и что пока более чем наивно ожидать от отечественных акул бизнеса подобной сознательности. Но предполагать, что у них есть остатки не только совести, но и здравого смысла, все же можно рискнуть. Оглашу факт: пятнадцать лет семьям, родителям и детям погибших журналистов помогала корейская фирма " Самсунг" и немногочисленные средней руки отечественные предприниматели, пожелавшие остаться неизвестными. В тоже время владельцы СМИ, в которых работали погибшие, государственные структуры, ответственные за развитие информационной сферы, и наконец, простые российские олигархи, не считали нужным потратить хотя бы рубль на эти цели. Это позор страны! Такой же, как сами убийства. Как тотальное лицемерие власти и практика двойных стандартов. Как стойкое недоверие обывателя к власти.