январь 12, 2011
Лариса Хомайко, обозреватель.
Анна Зайкова
Лучше всех историю молодежной российской сборной по хоккею прокомментировал публицист и политик Владимир Рыжков у себя на Фейсбуке: "В хоккей играть не разучились, а культурно опустились". И стилистически, и по смыслу похоже на "Сопляки курить купили, а пожрать, видно, забыли" из смешной повести Вадима Шефнера; но мне кажется, что национальная гордость великороссов в последние десятилетия выглядит только вот так. И неважно, кто в этот момент выступает ее носителем, – да хоть кто. Во всяком случае, поглядев ролик про то, как наши юные хоккеисты пьют в зарубежном аэропорту алкоголь и скандируют: "Ра-ша! Ра-ша!", я сразу вспомнила картинку, которую моя подруга видела у нас на площади Спартака.
Там на скамейке сидели и ждали автобуса три сильно нетрезвые, но крепкие женщины и с ними кавалер, смуглый, со щелочками глаз на широком лице.
– Вот смотри, – объясняла ему одна, – ты живешь в России, и никто тебя не притесняет. А у вас в Казахстане как? Вы всех русских оттуда выжили. А мы тебя не выживаем!
– Русские такие, что всех кормят, а зла не помнят, – добавила вторая.
– Потому что Россия – великая страна! – резюмировала третья.
И тут они неожиданно начали махать в воздухе кулаками и кричать: "Рос-си-я! Рос-си-я! Рос-си-я!!". Совсем как те пацаны-хоккеисты.
Я хорошо помню, как выглядела гордость за Советскую родину – степенно, очень по-взрослому и адски фальшиво: перевитый кумачом сноп колосьев, надутый президиум и глядит в озера синие певица Ольга Воронец. Я думаю, где-то там, под музыку Л. Афанасьева, началась инфляция нашей гордости за Родину, и теперь даже самым лучшим в ней мы гордимся вот так, хлопнув из горла шампанского и потешая прохожих.
"И какой бы она ни была бандитской, руководимой страхом, – это лучшая страна из всех, что я знаю. Я решила остаться и попытаться помочь ей расти. Знаешь, чего мне больше всего не хватает? – спросила она.
– Чего?
– Смотреть на флаг и гордиться им"*.
*Ричард Бах, "Мост через вечность".