В Бийске восстановлены могилы купеческой четы Морозовых

январь 14, 2011

Накануне нового, 2011 года, в Бийске построили историко-мемориальный комплекс в память супружеской четы Елены Григорьевны и Алексея Федоровича Морозовых, купцов 1-й гильдии. Надгробные плиты положили ровно на том месте, где больше века назад стоял алтарь Троицкого собора, сооруженного на деньги купеческой четы, где когда-то супругов-благотворителей похоронили рядом с выдающимися жителями Бийска. 

Купеческое наследие

Купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане Бийска Алексей Федорович и его жена Елена Григорьевна Морозовы, происходили из государственных крестьян. Из крепостной неволи оба были выкуплены еще до реформы 1861 года. На Алтае о них услышали в самом конце 50-х годов XIX века. Морозов начал с торговли в Горном Алтае, когда еще не было правительственного разрешения на въезд во Внутреннюю Монголию. Деятельность Алексея Федоровича не ограничивалась коммерцией. На деньги супругов Морозовых было построено 12 школ и 14 церквей для Алтай­ской духовной миссии. Для сравнения: только в Бийске до 1917 года действовали 17 церквей, два монастыря и архиерейское подворье.    

За то время, пока Морозов был главой Бийска (1881–1884 гг.), бюджет города значительно увеличился, возросли расходы на образование и здравоохранение. На деньги купеческой четы были по­строены уездное училище и богадельни.

Для создания в Бийске женской прогимназии Морозовы пожертвовали 20 тысяч рублей. Будучи председателем попечительского совета прогимназии, Алексей Федорович ежегодно вносил в казну заведения еще по двести рублей.

В 1885 году на свои деньги купец построил здание Форштадтского женского приходского училища. В том же году вместе с купцом А. В. Соколовым они выстроили каменное здание катехизаторского училища. На средства Морозова содержалась мужская богадельня.

Оскверненные останки

И на средства же Елены Григорьевны и Алексея Федоровича был сооружен Троицкий собор – самый большой храм Бийска.

– В одной из бийских семей хранится старинный альбом с видами дореволюционного Бийска. До нашего времени дошли фотографии 1914 года, где у алтаря Троицкого собора виден некрополь, в котором похоронили Морозовых. В нем были преданы земле настоятели собора, чета купцов Фирсовых. Николай Платонович Фирсов, как и Алексей Федорович Морозов, был главой города, – говорит Павел Коваленко, директор Музея истории Алтай­ской духовной миссии.

В 1894 году Алексей Федорович, будучи в поездке по России, внезапно умер – прямо в вагоне пассажирского поезда недалеко от Владимира. Купца Морозова похоронили в запаянном цинковом гробу, который сохранился по сей день. Вдова Елена Григорьевна продолжила дело мужа.

– Гроб, в котором был похоронен Алексей Морозов, – высеребренный, скорее всего, голландского производства, украшен орнаментом. Захоронение Елены Григорьевны, умершей в 1908 году, потом было осквернено. А в 1930 году красивейший собор Алтайской духовной миссии закрыли для служб и через четыре года взорвали вместе с некрополем, – говорит Павел Коваленко.

Историческая справедливость

– Накануне 300-летия Бийска в 2008 году по благословению преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, и с разрешения городских властей наш музей при участии археологического клуба "Наследие", студентов Бийского педагогического госуниверситета и верующих начал работы по поиску фундамента алтаря Троицкого кафедрального собора, – рассказывает Павел Коваленко. – Два месяца 60 человек вели раскопки. Найденные фамильные склепы купцов Морозовых стали их результатом. Памятное место алтаря обнесли низеньким мраморным заборчиком с кованой решеткой. Установили четырехметровый поклонный крест. А на могилах Морозовых решили положить надгробные плиты.

Справка

Фамильные склепы купеческой четы Морозовых были найдены накануне 100-летия со дня смерти Елены Григорьевны Морозовой.