Страна уголков

январь 21, 2011

Реальная борьба с  реальной коррупцией требует прежде всего гласности.

Незадолго до Крещенья приснился мне престранный сон. Как будто я снова пришла в  свою первую газету. Пришла с заметкой, написанной  на уроке по обществоведению  прямо в тетрадке, и жду, пока освободится  единственная в отделе портативная машинка, чтобы  перепечатать ее как полагается,   а за соседним столом   журналист, которого уже давно нет,  рассказывает  еще двоим нелепым юнцам-внештатникам о том, что мы живем в стране уголков.

- Вот ты  же читала,- обращается он уже ко мне,- о том, что в каждом уголке нашей страны комсомольцы изучают книгу Леонида Ильича Брежнева " Целина". Получается, что мы - страна уголков…

Такое, действительно, было и фразу я надолго запомнила,  но представляла себе эти "уголки" иначе -  как реальные  темные закоулки, грязные и склизкие. В которых происходят неведомые миру ужасы и безобразия, вроде тех, о которых  не печатали на первой полосе, но регулярно  сообщали в газету  читатели, и полсотни  референтов отдела писем  не покладая руг  сортировали   не убывающую  корреспонденцию.  Нет, не о славных стройках Байкало-Амурской магистрали, не об утренниках в " Артеке" и подготовке к  историческому 25 съезду КПСС писали в газету- все об этих "уголках"…Сколько раз, ожидая той же очереди на машинку или к редактору отдела, я смотрела на карту нашей необъятной родины во всю стену, и  думала про эти самые  закоулки…

Карта   уже другой, современной  уменьшенной родины возникла в моем   беспокойном сне,  очень странная - она ощерилась, как бронтозавр,   остриями  неизвестно откуда  выросших на ее теле треугольников,  внутри которых, как в телевизионном экране, кричали и стреляли, рыдали и истекали кровью живые люди.  На Кубани и во Владимирской области, в горах Дагестана и Алтая, в лесах Карелии и Приамурья…Этих треугольников, становилось все больше, они прорастали, как   сумасшедшие грибы после радиоактивного дождя в фильме ужасов, заполняли  все пространство  от границы до границы, громоздились друг на дружке ...

Наконец, проснулась. Точно говорят, нельзя  за полночь  смотреть  телевизор. Особенно новости.

Хотя, честно говоря, сравнив  январские программы современных национальных каналов и ретроспективу  "Ностальгии", трудно не заметить  не только родство, но и абсолютную преемственность месседжа и формы подачи. Разница  подчас только в динамичности  изображения (в пользу  наших дней) и в качестве русского языка (в пользу "Ностальгии"). Например, наше  государственное ТВ  гордится предстоящей олимпиадой в Сочи и особенно  грядущим чемпионатом по футболу ничуть не меньше, чем  Гостелерадио СССР – переводом трилогии писатели Л.И.Брежнева на все языки мира. Приподнятая интонация сообщений об успешной договоренности с загадившей  Мексиканский залив из экономии британской нефтяной компанией по поводу совместного освоения Арктики  неотличима от радости  по поводу успехов   строительства атомных АЭС на Украине. Отдельные недостатки и злоупотребления на местах  подвергаются самой принципиальной критике так же. Но они не могут  нарушить нашу победную поступь к вершинам отечественной модернизации и международного признания… И  чем   больше сходства, тем явственнее растет безотчетная тревога.

Ведь, по сути, реальная жизнь огромной страны – что тут, что там остается за рамками  и как важного разговора   руководителей, принимающих решения, так и всенародного экрана. Эта жизнь,  похоже,  и тем, и тем не интересна и не принимается в расчет. Эта самая  большая в мире  территория, обнесенная одной государственной границей, так и остается неведомой " страной уголков". В  которых случаются время от времени  некие  неприятные события – Кущевская, Гусь-Хрустальный, Кондопога, Манежная площадь, есть  также регионы, где вообще нет никакого порядка, и самое удивительное, никакой реакции на это тоже нет. Ну, сказал  один губернатор, что своя Кущевка есть в каждой станице. Ну,  повинился другой, что  плохо подготовились в непогоде, оставили без света полмиллиона налогоплательщиков,  а третий - что плохо убирали с крыш, поэтому погибли дети и  взрослые – и ничего совершенно с ними не случилось. Не только с ними, впрочем. Можно долго перечислять  имена руководителей  регионов, ведомств и министерств, в которых произошли громкие коррупционные скандалы. У обывателя складывается стойкое впечатление: власть давно разделилась на подконтрольную обществу и закону хотя бы  в какой-то степени, и совершенно неприкосновенную ни по какому поводу – почти как в  позднее советское время…

На эти мысли навела невольно и трансляция последнего  заседания президентского антикоррупционного  совета.  Глава следственного комитета  констатировал - треть всех  выявленных (и все сразу  согласились с тем, что это только вершина айсберга) преступлений в сфере коррупции осуществляется работниками правоохранительных ведомств. Далее - органы местного самоуправления, образование и   здравоохранение. Арестовано  уже впечатляющее число  чиновников местного уровня. Страх и ужас должен был объять каждого, кто это слышал – ибо нет большей угрозы безопасности и будущему страны, это  старшеклассники понимают. Но ничего, послушали и приняли к сведению. Больше всего тронули слова президента о том, что кто-то должен быть чистым, чтобы бороться с этой самой коррупцией. Трудно не согласиться. Как и с тем, что некий элемент народного контроля над распределением государственных  средств и прочего – то есть по сути гласности - должен быть организован в самое ближайшее время. Будем надеяться, хотя слово гласность сегодня не самое популярное.

Но трудно не понять и скептиков,  утверждающих, что пока борьба с  коррозией страны будет ограничиваться  поссоветом или районным соцздравотделом, наши перспективы  плачевны.

Мы вступили в новый год. Еще ближе стали выборы 2012. Меньше времени до реализации планов, намеченных приоритетными проектами.  Есть надежды, что все же что-то удастся  воплотить, и что жизнь станет лучше и справедливее. Но для этого, безусловно, надо несколько переформатировать весь вектор разговора о нашем общем развитии и преодолеть опасное зияние между жизнью элит, соображениями правящего класса и жизнью людей в нашей большой и разной стране. 

Мы уже жили в  " стране уголков" и помним, чем это может кончиться.  Хотелось бы иного…

Наверное, об этом надо больше говорить, наверное, стоило бы вспомнить хорошо забытую практики широкого общественного обсуждения насущных проблем, как 20 лет назад. Наверное, надо внимательнее читать газеты и требовать ответа на критику (соответствующий законопроект уже лежит в Думе, кстати), и требовать ответа  от тех, кто помещает непроверенную информацию…И многое другие. Но это, конечно, частности. Главное – чтобы диалог, который столь необходим обществу, все же начался. Чтобы мы сумели не повторить старых ошибок…