январь 25, 2011
Ситуация на молочном рынке страны в прошлом году оставалась достаточно напряженной. Молочная продукция подорожала на 5–15%, а в некоторых регионах страны рост цен был значительно больше. Региональные власти и антимонопольные службы пытались остановить неблагоприятную динамику, но сделать это им не удалось. Сегодняшнюю ситуацию на молочном рынке комментирует председатель правления общероссийского объединения "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
Традиционно в России новогодние каникулы, с конца декабря по начало января, являются периодом повышения цен на продукты питания, в том числе на молоко и молочную продукцию. В этом нет ничего удивительного, и причин тому несколько. Во-первых, ежегодно в преддверии Нового года неизбежно растет спрос на молочную продукцию. Во-вторых, как правило, именно в последние месяцы года происходит максимальная коррекция уровня инфляции, ее наиболее резкий рост, сдерживаемый в течение года. В-третьих, в начале каждого года повышаются цены на энергоносители, удобрения и прочее, после чего растет себестоимость производства молока. Это не может не сказываться на конечной цене готовой продукции.
Кроме перечисленных факторов, ежегодно влияющих на потребительские цены, в этом году к ним прибавились мировой рост уровня инфляции и чрезвычайная засуха в России летом 2010 года. Отступающий мировой финансовый кризис сменил дефляцию на инфляцию. В целом это скорее хорошо, чем плохо, и, по мнению экспертов, говорит о постепенном выздоровлении экономики. Последствиями неблагоприятных погодных условий летом прошлого года стало увеличение себестоимости производства кормов в среднем по стране на 15%. При том что затраты на корма составляют порядка 50% в цене 1 литра сырого молока. Также необходимо понимать, что процесс повышения цен в цепочке "производитель — переработчик — торговля" происходит не одномоментно, а постепенно, что часто сбивает потребителей с толку и заставляет усомниться в справедливости подобных действий. Поэтому в целом я считаю, что рост цен на сырое молоко и готовые молочные продукты вполне оправдан. Разумеется, за исключением отдельных случаев спекуляций. К сожалению, всегда находятся недобросовестные участники рынка, которые с удовольствием пользуются как кризисными ситуациями, так и праздничным ажиотажем для извлечения сверхприбыли.
За первые две недели января 2011 года средняя цена за килограмм сырого коровьего молока увеличилась на 2,5% и составила 15,9 рубля. Закупочная цена за килограмм сырого коровьего молока первого сорта с параметрами по содержанию жира 3,4 и белка 3,0 осталась на прежнем уровне и составила 14,5 рубля, что соответствует прогнозу закупочных цен объединения "Союзмолоко" (11–15 рублей).
Что касается потребительских цен, то молоко и масло сливочное подешевели на 3% и 0,2%. Цена на сыры в среднем повысилась на 2,5%, на высокомаржинальные молочные продукты, такие как питьевые йогурты и молочные десерты, — на 4–5%. Праздничный ажиотажный спрос на молоко и молочные продукты довел потребительские цены до предела покупательской способности. По этой причине, я предполагаю, в ближайшее время дальнейшего удорожания не предвидится. А в весенне-летний период возможно даже незначительное сезонное снижение цен на всю молочную продукцию.