январь 25, 2011
Год назад вряд ли кто-то мог предположить, что победителем ежегодного опроса "Менеджер года" станет представитель строительной отрасли. Она находилась в зоне экономической турбулентности, и трясло строителей в кризис чуть ли не больше всех остальных. Похоже, не верил в это и сам победитель нашего традиционного рейтингового опроса "Менеджер года" Юрий Гатилов, директор компании "Жилищная инициатива". Узнав о победе, он искренне и эмоционально удивился.
Юрий Гатилов, руководитель компании "Жилищная инициатива".
Анна Зайкова
Впрочем, Юрия Александровича удивило не только признание коллег-предпринимателей, но и тот факт, что 2010 год для строительной отрасли края в целом получился удачным. Во-первых, удалось выполнить план по сдаче жилья, во-вторых — совершить подвиг по восстановлению Николаевки. О том, почему результат оказался выше ожиданий, лучший менеджер рассказал редакции газеты "Ваше дело".
— Как ни странно, хорошим. Мы ожидали больших проблем от этого года, но в итоге он прошел даже с вектором развития. Мы серьезно увеличили объем строительно-монтажных работ. В квартале "Дружный" сдали первый дом, начали строить квартал "Власихинский", заканчиваем "Квартал 2000" — там взяли дома других строителей, которые сейчас доводим до сдачи.
При этом квартиры продавались как горячие пирожки — в уже сданных домах продажи вообще не останавливались. На данный момент у нас нет одно- и двухкомнатных квартир даже в ближайших к сроку сдачи домах.
— Покупательская способность. В минувшем году она была выше всяких ожиданий. Думаю, это произошло благодаря хорошему году для сельского хозяйства Алтайского края, оживлению в промышленности, а также федеральным программам. Квартиры продавались, мы получали деньги и сразу вкладывали их в развитие. Мы сдали более 70 тыс. кв. метров жилья и больше 15 тыс. кв. метров зданий общественного назначения. Таким образом, мы достигли в объемах докризисного уровня. Поверьте, это очень серьезные показатели. До этого мы максимум сдавали 75 тыс., но это было в "жирные" годы. Хотя и в этом году могли сдать больше.
— Не было необходимости. Для выполнения планов нам хватило и такой цифры.
— Если честно, я тоже в это не верил. Тем более в Николаевку. Я совсем не ожидал, что нам удастся сделать там все так быстро. Мы начали строительство последними из пострадавших от пожаров регионов, а закончили одними из первых. И губернатор Александр Карлин, и начальник управления по строительству и архитектуре Александр Мишустин похвалили нас за это.
Но строители на это ответили следующее: "Смотрите, как быстро и хорошо мы можем строить, когда нам никто не мешает". Например, в обычное время земля под строительство отводится от полутора до трех лет. На регистрацию квартиры требуется два-три месяца, а в Николаевке на все уходило несколько дней. То есть Николаевка стала своего рода идеальной моделью взаимодействия власти и строителей.
— Я уверен, что с кризисом бороться невозможно. Это занятие для экономистов, а нам просто приходилось продолжать работать. Что такое кризис? В первую очередь — сокращение денежных средств. Куда страшнее сокращение производства, но у нас этого, к счастью, не произошло.
Строительство — обслуживающая отрасль. Если в регионе работает производство, то будут развиваться и торговля, и строительство, и другие отрасли. Поэтому в кризисной ситуации важно вовремя поддержать производство и инвестиционный климат. Многие возлагали надежду на поддержку рынка ипотекой, но это всего лишь привлечение кредитов. Не стоит переоценивать их роль — заемные деньги не могут стать локомотивом развития для нас.
— В банки обращаемся только в крайних случаях. Это не совсем так, когда говорят, что деньги — кровь экономики, а банки — ее спасение. Может, в развитых экономиках это и так, а у нас важнее стабильность роста, на мой взгляд.
Поэтому мы стараемся в первую очередь реинвестировать прибыль. Одно время в нашей стране была ситуация, когда оборотные средства, вкладываемые в развитие производства, не облагались налогом на прибыль. Потом эту льготу убрали, а зря.
Меня вообще налоговая политика удивляет. Реальный сектор экономики два года выводил зарплату из тени, а последнее решение властей об увеличении социальных страховых платежей напрочь перечеркнуло это достижение. Считаю, что в этом вопросе надо действовать более последовательно.
— Понимаю, к чему вы клоните. Действительно, ряд строительных предприятий обанкротились, потому что проценты по кредитам не знают кризисов, а по ним надо платить. Мы выжили в первую очередь потому, что у нас был задел по строительству. В период кризиса покупательская способность была нормальной, но инвесторы покупали только готовое жилье. И те организации, у которых жилье было на начальном этапе строительства, несмотря на положительный бюджет, не смогли пережить ситуацию. Мы вкладывали именно в новые проекты, жилые дома, инфраструктуру, поэтому остались на плаву.
И еще один момент — к началу кризиса мы не строили отдельные дома, а возводили их сразу кварталами. Выжили те, кто придерживался такой стратегии, потому что масштаб дает результат.
— К этому нас тоже подтолкнул кризис. Барнаул имеет свой предел продаж квартир, а Новосибирск — региональный центр, мегаполис. Мы не строим на периферии, а выходим в крупные города и хотим перенести туда нашу технологию квартальной застройки.
— В Новосибирске гораздо сложнее с людскими резервами, стройматериалами. Мы возим отсюда и людей, и материалы — так получается дешевле. Заодно обеспечиваем работой строительную промышленность Алтайского края.
Другая проблема в том, что Новосибирск исчерпал свой потенциал технических условий присоединения к магистральным сетям. Город мощно и быстро строился и израсходовал весь советский запас технических присоединений. В Барнауле, видимо, небесные силы помогли развить и сохранить мощный энергетический потенциал. Промышленность в городе сократилась, но энергетический потенциал еще живой.
— Сейчас мы загружены объемами так, что не можем отвлечься на малоэтажное строительство. Оно тяжелее, а покупательская себестоимость квадратного метра ниже. Поэтому мы не занимаемся малоэтажным домостроением. Хотя тот пример, о котором вы говорите, был очень успешным. И мы готовы повторить его, но не в данный момент. Также я не отказываюсь от застройки правого берега Оби. Но, видимо, время этого проекта еще не пришло.
— Не каждый хочет идти в малоэтажный дом, потому что жить там намного сложнее, особенно в условиях Сибири. Но если мы хотим сохранить страну и человеческий потенциал, надо сносить панельные дома и строить индивидуальные. Только во взаимодействии с землей вырастет нормальный, трудолюбивый и уравновешенный человек. Зимой снежок у дома покидает — стресс снимет (смеется).
Индивидуальное жилье — вещь глубоко социальная. По статистике, в Америке 70% населения живет в индивидуальных домах, в Канаде все 90%, а у нас менее 50%. Потому что надо создавать условия: коммунальные услуги меньше, а социальные условия лучше.
— Цену формирует только рынок. Все! А ее уровень диктует конкуренция. Никаких сговоров и сверхприбылей у строителей нет. Конечно, каждый хотел бы получить максимальную прибыль. И он бы ее взял, но, повторюсь, цену определяет рынок. В отличие от монополистов, которые берут цены с потолка и каждый год повышают тарифы, мы себе такого не можем позволить.
— Первое — усиление конкуренции. Второе — региональные и федеральные программы по строительству инженерной инфраструктуры. Как только это будет сделано, себестоимость строительства пойдет вниз.
— Сейчас мы прорабатываем вопрос о строительстве мини-спортзалов в Барнауле. Спорт в городе надо развивать, но строить большие залы вроде "Победы" слишком дорого. Мы предлагаем строить залы стоимостью 15–20 млн. рублей. Они будут размером 24 на 36 метров. Мы намерены построить порядка десяти таких залов, сейчас ведем переговоры, чтобы включить проект в городскую программу развития спорта. Надеюсь, у нас получится сделать подарок родному городу.
— Я очень много читаю. У меня большая библиотека, но в последнее время художественную литературу читать не могу. Предпочитаю публицистику. В последнее время изучаю деятельность таких государственных деятелей, как Иосиф Сталин и Иван Грозный, а также период Великой Октябрьской революции, ее причины и последствия. Особенно интересны те книги, где выводы о революции отличаются от нынешних взглядов на это событие.
— Каждый день я объезжаю свои стройки. Кроме того, на каждой площадке у меня стоят веб-камеры. Они движутся, можно со всех сторон рассматривать происходящее на стройке. Этой технологией я пользуюсь около двух лет. Камеры позволяют постоянно поддерживать ритм строительства. Непосредственным строительством занимаются производители работ, а моя роль — это экономика, политика и стратегия предприятия.
Юрий Александрович Гатилов родился 31 августа 1964 года. В 1986 году окончил Алтайский политехнический институт по специальности "Промышленное и гражданское строительство". Работал начальником участка СУ-40 предприятия "Барнаулстрой". С 1997 года и по настоящее время — генеральный директор компании "Жилищная инициатива". Женат, воспитывает двух дочерей.