февраль 1, 2011
В декабре прошлого года доктор социологических наук, профессор Алтайского госуниверситета, завкафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий Светлана Максимова получила премию и диплом "Общественная мысль" Госдумы РФ за монографию "Наркотизация в приграничном регионе России: вызовы, риски, угрозы".
Это неординарное событие прошло незамеченным — наши земляки лихорадочно готовились к Новому году и многодневному январскому безделью. Может, оно и к лучшему: результаты исследований, опубликованных в научном издании, могли бы испортить праздничное настроение.
Кому-то это интервью покажется излишне сухим и тяжелым, но такова тема. Пока она не предполагает весомых поводов для оптимизма. Более того, есть повод задуматься: отдаем ли мы себе в полной мере отчет в том, насколько тяжелая ситуация в крае в сфере борьбы с наркоманией?
— Я бы выделила несколько моментов. Прежде всего результаты исследования показали: распространенное мнение о том, что социальные болезни (в частности, наркомания) поражают исключительно маргинализированные группы населения, не вносящие значимого вклада в экономику страны, является неправильным. Увы, лица, наиболее уязвимые в отношении потребления наркотиков, могут оказаться ядром экономически активного населения. А сопряженному с наркопотреблением риску заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом С и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, подвержены не только наиболее бедные и маргинализированные группы россиян. Причем этот риск не ограничивается исключительно молодежью. Похоже, что рискованное поведение возрастает среди лиц, которые трудоустроены и имеют высокие доходы. Также оно удивительным образом увеличивается с возрастом.
Второй момент. В возрастной структуре потребителей инъекционных наркотиков превалирует молодежь до 25 лет (40–50%). В результате наиболее активная, репродуктивная, трудоспособная часть населения из-за злоупотребления наркотиками теряет эти характеристики. Какой с наркомана работник? Или родитель? Первые пробы инъекционных наркотиков случаются в 15–20 лет, в том возрасте, когда происходит становление человека. И его нормальное развитие прерывается. Стаж употребления наркотиков варьирует от нескольких месяцев до 10–15 лет, что говорит о непрерывности наркотизации нашего региона и отдельных его территорий.
Третье. На территории края наблюдается высокая распространенность рискованной практики наркопотребления — использование "чужого" или одалживание собственного инструментария для инъекций. Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, распространенность такой практики за последние три года не снизилась. Наиболее серьезная ситуация наблюдается в Рубцовске. Отрицательными последствиями рискованного употребления является распространение среди потребителей ВИЧ-инфекции и гепатита С, которые могут выйти за рамки когорты наркоманов и начать массовое поражение остального населения.
— Одной из магистральных задач наших исследований являлось изучение проблем и перспектив сотрудничества организаций, противодействующих наркотизации молодежи в крае. Выяснилось, что анализ ситуации, информационный обмен, формирование единого подхода к противодействию наркотизации происходят довольно успешно. Однако сотрудничество данных организаций сопряжено с определенными проблемами. Проще говоря, каждая служба действует строго в рамках своих полномочий, а ведь многие проблемы порождаются именно на "стыках".
Россия пожинает то, что было посеяно за последние 20 лет. У людей сменились приоритеты в выборе смысла жизни. Представления о личностном и общественном идеалах кардинально трансформировались. Мы наблюдаем частичную, а временами и полную реабилитацию отдельных форм девиантного поведения. Пример? Алкоголизм. На экранах ТВ и в кино положительные герои обязательно пьют как сапожники. Потребление легких наркотиков не считается большим грехом. Произошел демонтаж государственной и национальной системы воспитания. Положение усугубляется несовершенством организации мониторинга и оценки наркоситуации, недостатком достоверных официальных сведений о специфике и динамике наркопотребления в отдельных регионах, а также отсутствием отлаженной системы контроля за эффективностью профилактических программ.
Для организации антинаркотической работы в Алтайском крае необходимо регулярное проведение социологических исследований по единой методике, то есть внедрение системы мониторинга и оценки как наркоситуации в регионе, так и эффективности профилактических программ в области противодействия наркотизации населения.
— Несмотря на развитую сеть служб Барнаула, оказывающих услуги по лечению и реабилитации наркоманов, их доступность для многих клиентов весьма ограничена. Существуют определенные проблемы качества оказываемых государственными наркологическими службами услуг.
По мнению самих сотрудников служб, неэффективность лечения связана прежде всего с отсутствием у пациентов желания лечиться, несовершенством системы здравоохранения. Сами же клиенты в качестве причин слабой эффективности лечения называют существующие методы, условия пребывания и проявления негативного отношения к ним.
Опыт же обращения наркомана в негосударственные структуры по большей части негативен и неэффективен. Услуги, оказываемые религиозными реабилитационными центрами, напротив, как правило, эффективны. Их эффективность обусловлена иной, чем в государственных службах, ориентацией на лечение. Она направлена на восстановление духовных составляющих жизненных сил наркомана.
— Сложный вопрос. Алтайский край граничит с Республикой Казахстан, что определяет особенности развития наркоэпидемии, распространения и потребления наркотических веществ на территории. Удобные пути позволяют транспортировать наркотические вещества в Алтайский край, а затем в остальные регионы России. Основные поставки производных марихуаны происходят из Казахстана, опиума — из Таджикистана и Кыргызстана, героина — из Пакистана и Афганистана через Таджикистан.
В течение длительного времени в Алтайском крае не наблюдалось значительного роста числа заболеваний, обусловленных употреблением наркотиков. За период с 1979 по 1993 год (именно в 1979 году наркологическая служба в крае стала самостоятельной, организовался краевой наркологический диспансер) показатель находящихся под диспансерным наблюдением больных наркоманией оставался на уровне 15–24 на 100 тысяч человек (по России — 11–26,1). За период с 1993 по 2001 год данный показатель увеличился в 11,7 раза (по России — в 7 раз) и составил в 2001 году 419,8 на 100 тыс. населения, превысив общероссийский показатель в 1,9 раза! Рост показателей вызван как увеличением числа больных, так и усилением внимания со стороны государства к вопросам борьбы с наркоманией, акцентом на ранее выявление больных, совместную деятельность наркологической службы с учреждениями МВД.
Максимальный прирост показателя зарегистрированных больных наркоманией был выявлен у нас в 1996 году и составил 63%. В 1998 году отмечается снижение темпов роста этого показателя в два раза (30%), которое продолжалось в дальнейшем: в 2000 году — 22%, в 2004-м — 0,3%. Однако с 2006 года вновь наблюдается прирост зарегистрированных больных наркоманией — 1,3%, в 2007 году — 3,7%. Напряженная ситуация остается и в Сибирском федеральном округе.
Следует учитывать, что данные наркологической службы отражают лишь ситуацию с тем контингентом лиц, которые обращаются за помощью. Дополнить объективную картину наркоситуации могут данные Регионального управления наркополиции, из которых следует, что преступными группами налаживаются все новые каналы, организуются сети по сбыту синтетических наркотиков и психотропных веществ. При этом наркотики других групп постепенно вытесняют из незаконного оборота более традиционный для Алтайского края героин. Ранее в Алтайском крае изъятия кокаина на протяжении нескольких лет не регистрировалось, но в ноябре 2008 года ФСБ и наркополиция изъяли 167,1 грамма. Летом 2008 года сотрудниками наркоконтроля впервые было изъято 27 марок с веществом ЛСД.
— Мне кажется, наше общество в последнее время боится смотреть правде в глаза. Может быть, хватит прятать, как страус, голову в песок? Давайте реально оценим масштабы наркотической беды и будем бороться за каждого человека. Это война.
— Влияет ли улучшение экономической ситуации в регионе на показатели наркомании?
— Специальных исследований по этому поводу мы не проводили. Однако мировая и отечественная практика показывает, что напрямую эти процессы не взаимосвязаны. Ухудшение экономической ситуации не обязательно приведет к росту числа наркоманов. В то же время в США — уж, казалось бы, такой благополучной стране! — число людей, потребляющих амфетамин, выросло до 20 миллионов.
Светлана Геннадьевна Максимова родилась 27 февраля 1969 года в Киргизской ССР. В 1986 году поступила в Алтайский государственный университет. В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Социальная структура, социальные институты и процессы". В 2006 году защитила докторскую диссертацию по той же специальности.
Область научных интересов и научная работа: социология молодежи, социология социальных девиаций, социология и психология старения. Опубликовано 165 научных работ, в том числе 10 монографий и 7 статей в зарубежных журналах. Выступала в качестве научного руководителя 19 научных проектов, реализованных в творческих коллективах АлтГУ в 2002–2009 годах при поддержке правительства РФ, Федерального агентства по образованию, РГНФ, Министерства международного развития Великобритании (DFID), агентств ООН, Европейского бюро ВОЗ.
В 1999 г. — награждена медалью и дипломом РАН с премией для молодых ученых за лучшую научную работу, изданную в 1998 г. 1999 г. — награждена Геронтологическим обществом РАН дипломом 1-й степени и премией за лучшую научную работу молодых ученых России по геронтологии за 1999 г. 2006 г. — награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. 2006 г. — награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга в номинации "Психология и педагогика" Фонда развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений за учебное пособие "Психодиагностика". 2008 г. — награждена дипломом Международного научного общественного фонда "Знание" за научную работу в сфере истории и футурологии " Россия между Востоком и Западом: образ России в социальных представлениях современной молодежи".