февраль 1, 2011
Транспортный налог, вероятно, будет снижен в Алтайском крае. Сразу две фракции краевого парламента — "Справедливая Россия" и "Единая Россия" — готовят свои предложения. Право снизить налог регионам предоставили федеральные власти, которые одновременно увеличили акцизы на топливо. Даже если алтайские депутаты примут решение о снижении ставок, оно вступит в силу для юрлиц в 2012 году, а для физлиц — в 2013-м. Акцизы выросли уже с 1 января 2011 года.
Напомним, что в ноябре прошлого года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза (ее регионы могут увеличивать в 10 раз) и предоставляющий субъектам Федерации право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил.
Фракция "Справедливая Россия" в АКЗС уже подготовила свой вариант изменений. Она предлагает отменить налог для машин, имеющих менее 150 "лошадок", а для всех остальных видов транспорта сократить его в два раза по сравнению с существующими ставками. По словам депутата и руководителя компании "Октан" Юрия Матвейко, "эсеры" уже запустили процедуру согласования законопроекта и надеются вынести его на рассмотрение коллег в феврале.
Одновременно специальную рабочую группу создали "единороссы". Ее первое заседание состоится предположительно 3 февраля. Как пояснил председатель бюджетного комитета АКЗС Александр Романенко, фракция будет рассматривать вариант понижения ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, однако более конкретные предложения он сможет озвучить только после заседания группы. Как показывает практика, "Единая Россия", имеющая большинство в краевом парламенте, не утверждает законопроекты других фракций. Поэтому стоит подождать, когда появится вариант партии власти.
Почему же государство решило так расщедриться и снизить налоговое бремя для частных и корпоративных автовладельцев? Все просто. Еще в июле прошлого года на уровне правительства было принято решение: кто больше ездит, то есть изнашивает дороги, тот пусть больше и платит за их строительство, ремонт и реконструкцию. Для этого нужно отменить транспортный налог и повысить акцизы на топливо, что, безусловно, увеличит и его стоимость. Акцизы повысили: с 2011 по 2013 годы они будут увеличиваться в год по рублю. А вот с отменой транспортного налога решили повременить, но снизили базовую ставку в два раза и дали возможность регионам облегчить нагрузку на автовладельцев.
Предполагается, что топливные акцизы будут поступать в дорожные фонды — федеральный и региональные, работа которых должна быть воссоздана в России. Причем федеральный фонд должен был заработать уже с января 2011 года. Однако соответствующий законопроект поступил в Госдуму только в конце декабря и еще даже не прошел первое чтение. Региональные дорожные фонды должны быть созданы к 2012 году.
Если алтайские депутаты примут решение о снижении ставок транспортного налога, оно вступит в силу в 2012 году. По словам Юрия Матвейко, юрлица начнут платить меньше уже в 2012 году, а физлица — в 2013-м. До этого времени размер налога сохранится на прежнем уровне. За бензин же и дизтопливо приходится платить больше уже сейчас. Кроме того, решение о снижении ставок налога сразу повлечет за собой вопрос о весьма существенных выпадающих доходах краевого бюджета, в который этот вид налога зачисляется сейчас в полном объеме. Скажем, в 2009 году в крае было собрано более 500 млн. рублей данного налога, в 2010-м планировалось собрать более 800 млн. Однако на федеральном уровне утверждают, что у регионов нет оснований беспокоиться: выпадающие доходы будут компенсироваться поступлениями в территориальный дорожный фонд от повышенных топливных акцизов.
Последний раз депутаты АКЗС принимали решение о повышении ставок транспортного налога в 2008 году. Юрлица стали платить повышенный налог в 2009 году, физлица — в 2010-м. Сегодня ставки, например, таковы: авто мощностью до 100 л. с. — 10 рублей за "лошадку", от 100 до 150 л. с. — 20 рублей, от 150 до 200 л. с. — 25 рублей. В числе плательщиков транспортного налога в крае — более 7 тыс. юридических лиц, более 500 тыс. физических
Решения о снижении ставок транспортного налога уже приняты в ряде регионов. По данным депутата Юрия Матвейко, в Тюменской области — в среднем в два раза, на Камчатке — на 30%, в Кировской области — на 20–40%, в Пензенской области — на 20%.