февраль 1, 2011
Светлана Гончарова одна из десятков тысяч россиян, которая поставила свою подпись под открытым письмом президенту, премьеру о недопустимости введения предлагаемого "Федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
Предлагаем вниманию читателей altapress.ru её размышления на тему этой реформы.
Ученик, школа.
Михаил Хаустов
Ох, не надо никогда будить чиновников, пусть они все будут гипотониками, вялыми и сонливыми. Потому что когда их зовут к активности и модернизации, они со всей своей прытью начинают выдумывать такое, что народ столбенеет. Вот, к примеру, наше несчастное образование. Читаешь и глазам своим не веришь - это что, взаправду, именно так и хотят сделать? Главные предметы - физкультура, основы безопасности жизни и патриотизм. Остальные - по выбору. Хочешь - выбирай свой родной русский язык (литературу, математику...), хочешь - нет, прямо из школьного спортзала иди на хоккейную площадку и тренируйся остаток дня. Там ты выучишь несколько слов, которые тебе потом и пригодятся в жизни. И - хватит. Проорешь их на камеру, перекошенный от счастья, страна по другую сторону экрана ответит тебе ликующим звериным воплем: ведь ты же сделал это! Порвал противника, как Тузик грелку! Это теперь наша цель, наша главная национальная идея. Порвать, как Тузик, выше всех прыгнуть, быстрее всех сбегать, поднять самое тяжелое. А если хилый - сразу в гроб. В Спарте вон как делали? Родился слабым - нечего тебе делать на белом свете. И где теперь эта Спарта?
Я понимаю, что это совсем не продуктивно - оборачиваться назад. Но когда впереди так страшно, поневоле хочется вернуться туда, где ты стоял в большом общешкольном хоре и самозабвенно пел: "То березка, то рябина, куст ракиты над рекой, край родной, навек любимый..." И сердчишко твое замирало от этих слов, мысленный взор охватывал малое, родное - двор, кусок леса, ромашковую поляну, куда ты однажды нечаянно забрел и замер от увиденной красоты... А за этим малым, навек любимым - большое, бескрайнее, могучее, непобедимое, твоя страна. Я не помню, чтобы нам что-то специально говорили о том, что надо любить Родину, у нас в селе вообще избегали громких слов, мало за что хвалили, если хорошо - значит, так и надо. Разве надо, чтобы было плохо? Мы смотрели кино про войну, и в сердце слагалось: вот они гибли в бою, значит, на свете есть что-то такое, за что не жаль отдать жизнь. Читали книжки. Уроки литературы продолжались дома у любимой учительницы. О Татьяне Лариной говорили в настоящем времени, накладывая свои собственные истории на историю ее любви. Это были уроки жизни. Потому что литература - это и есть самая большая школа жизни. Все уже когда-то было, случалось, переживалось, и вот - описано в этих книгах, читай, и тебе уже не будет казаться, что это только с тобой, впервые в жизни, впервые в мире... Нет-нет, не так уж страшно, вот они это тоже пережили, и они с тобой, рядом, живо представляемые, говорящие и слушающие.
Мы писали друг другу письма. И если мальчишка писал с ошибками - это воспринималось как слабоумие, как недоразвитость, можно было закрыть глаза на маленький рост, отсутствие мускулов, веснушки, шепелявость, но если он писал с ошибками - он терялся в глазах, просто не рассматривался. Ты же русский - как же ты можешь не знать свой язык? Мои двоюродные сестры заканчивали самую что ни на есть деревенскую среднюю школу, в глубинке России, но их письма - это были шедевры бытописания, рисующие видимую, почти осязаемую картину, и без единой ошибки, красивым, округлым девичьим почерком. Кузинки мои в своей жизни получили еще, каждая свое, среднее профессиональное образование, работали, но - писали вот так - красиво и без ошибок. Так почти все у нас писали тогда. Вот такая была школа, такие учителя-словесники!
Мы многое знаем из прошлого - о стране, о людях, живших когда-то - именно из писем, которые были пространны и подробны, из дневников, в которых люди запечатлевали свои мысли, чувства, переживания. Что останется от нашего времени?
Я гуманитарий полный, задачки по математике решала без всякого удовольствия. Но прочитанная однажды в детстве фраза про то, что математику уже потому стоит изучать, что она ум в порядок приводит, побудила все-таки напрячь мозг и попытаться полюбить ряды циферок, насколько это возможно. Это приводит в порядок ум, это учит душу чувствовать и сопереживать, это расширяет видение мира, это открывает дверцу внутрь явлений и предметов... И вот еще есть физкультура - почему бы не побегать, не попрыгать растущему человеку! И это все когда-то было и замечательно уживалось в школьных программах. Конечно, жизнь идет вперед, многое добавляет. Но - ради чего такого глобально первостепенного надо задвигать, объявлять второстепенным после физкультуры великий русский язык и великую русскую литературу? И математику, которая ум в порядок приводит?
У нас и сейчас уже малограмотность повальная. Помню, несколько лет назад пришла в редакцию мама, принесла заметку своей дочери - дочка "идет" на медаль, собирается поступать на журфак, нужны публикации. И вот в этой заметке - ошибки чуть ли не на уровне "не с глаголом". Это у потенциальной медалистки. И еще в то время, когда русский язык как-то в школе изучался. А что будет, когда его станут выбирать или не выбирать?