февраль 2, 2011
Многие пчеловоды Алтайского края ждут начала медового сезона 2011 года с опасением. Еще три года назад отрасль, создающая имиджевый для региона продукт — алтайский мед, не была вписана ни в какие региональные программы и почти никак не регулировалась. А сегодня ее судьба активно обсуждается на уровне краевой власти. В ноябре прошлого года АКЗС принял Закон "О пчеловодстве", который должен изменить прежний уклад жизни пасечников, к лету ожидается подписание межведомственной программы развития пчеловодства до 2025 года. И предварительная концепция программы, и отраслевой закон вызывают жаркие споры среди пчеловодов и переработчиков пчелопродукции.
Медосбор на пасеке.
Алина Соломина
Происходящие сегодня изменения в пчеловодстве региона — редкий по нынешним временам случай инициативы "снизу". К решению, что отрасль должна регулироваться, то есть работать по неким общим правилам, пришли в общественной организации "Союз пчеловодов и переработчиков Алтайского края" (см. "Справку"). Ее представители активно занимались подготовкой проекта отраслевого закона, собирали совещания пчеловодов. В итоге закон был принят. Но среди представителей отрасли осталось немало тех, кто недоволен некоторыми его нормами.
Один из пунктов, который вызывает много споров, — это введение так называемых кочевых карт. Как известно, летом многие пчеловоды вывозят свои пасеки для медосбора на поля фермеров либо на дикоросы. Раньше перевозка пасек осуществлялась стихийно: пчеловоды самостоятельно заранее договаривались с собственниками земель и приезжали к ним, когда было удобно. С 2011 года согласно Закону "О пчеловодстве" муниципалитеты обязаны составить кочевые карты, в которых будет прописано, к какому растениеводу и в какие числа пасечник привезет улья.
По мнению пчеловодов Павловского района, это является "еще одним поводом для коррупции". В своем коллективном отзыве на закон (текст есть в распоряжении редакции газеты "Ваше дело") они пишут: "… после принятия закона мы должны испрашивать разрешения у чиновников на перевозку и постановку пчелосемей у источника медосбора согласно кочевой карте, а ведающий этим вопросом чиновник будет определять, куда можно ставить пчел, куда нельзя, кому разрешить, а кому не разрешить… Еще один повод для коррупции! Получается, чиновник будет определять собственно право на занятие пчеловодством".
Сергей Алпеев, пчеловод из Благовещенского района, также считает, что кочевые карты не будут работать: "Я за несколько месяцев должен отчитаться, куда я повезу улья. Но в реальности мы даже за неделю не можем точно сказать, куда и когда поедем. В прошлом году внезапно луговой мотылек на полях появился, погоду тоже предсказать сложно".
Однако Сергей Тастан, председатель Союза пчеловодов и переработчиков, уверен, что против кочевых карт выступают только нелегальные пчеловоды, которые не хотят оформлять ветеринарно-санитарные паспорта на пасеки и заниматься лечением пчел. "Настоящим пчеловодам введение кочевой карты выгодно, — говорит он. — В связи с этим в крае наблюдается существенное увеличение зарегистрированных пчелосемей. В районах уже сейчас разрабатывают кочевые карты с привязкой к картам севооборота и просчитывают потребность в количестве пчелосемей, которое необходимо для опыления посевных площадей. Например, в Михайловском и Волчихинском районах уже просчитали эти параметры на два года вперед". По его словам, кочевые карты и план размещения пасек, которые предусмотрены в Законе "О пчеловодстве", были придуманы в том числе и для того, чтобы сохранить чистопородность: "Ответственный пчеловод, который купил себе породистых пчел, не заинтересован в том, чтобы они перемешивались с помесными, больными пчелами, которые находятся на соседней пасеке".
Есть и представители отрасли, которые также считают, что закон и кочевые карты все-таки нужны. Например, Виктор Левин, директор специализированного хозяйства "Таежный мед", Эдуард Панкратов, пчеловод из Ключевского района.
Еще одним камнем преткновения в дискуссиях на интернет-форумах и на официальных совещаниях являются инициативы Союза пчеловодов и переработчиков относительно разведенческого направления пчеловодства и выведения в крае чистопородных пчел.
"Наиболее принципиально вопрос нужно ставить не по поводу того, какие породы развивать в крае. Главное, чтобы эти породы на каждой конкретной пасеке были чистыми, — говорит Сергей Тастан. — Потому что чистопородные пчелы дают в два-три раза больше меда, чем помесные. В Алтайском крае сегодня чистопородная пчела практически не встречается". По его словам, в настоящее время в крае готовится 20 площадок под племенные репродукторы с разведенческими пасеками. Они будут рассредоточены по всей территории региона. И уже идет оформление документов на регистрацию десяти репродукторов.
Скептически эту идею оценивает Ольга Дубовик, руководитель регионального отделения Российского национального союза пчеловодов. Она считает, что разводить пчел в Алтайском крае не позволит климат. "Основная задача всех разведенческих пасек — выдать пчеловоду качественных плодных маток к 1 июня, — объясняет она. — В нашей климатической зоне это невозможно. Бывают исключительные годы с ранней теплой весной, но это редкость. В 2003–2006 годах в Чарышском районе существовало разведенческое хозяйство, на его существование тратились бюджетные деньги, была создана хорошая база, работали профессиональные пчеловоды, но пасека не окупилась и разорилась. Почему? Во-первых, маток выводили только к концу июня, когда спроса на них уже не было. Во-вторых, чистопородности добиться не удалось даже в глухой тайге".
О том, что алтайский мед часто подделывают и его надо защищать, говорят уже давно. В качестве одного из вариантов защиты обсуждается и регистрация брэнда "Алтайский мед". В настоящее время представители Союза пчеловодов и переработчиков уже готовят документы на регистрацию исключительного права на использование географического наименования происхождения меда. Предполагается, что оно будет принадлежать союзу.
Сергей Тастан пояснил, что брэндом будет защищен весь мед, произведенный в Алтайском крае и соответствующий "заявленному в патентной документации качеству". Пчеловод, который захочет назвать свой мед алтайским, должен будет предоставить анализы из лаборатории, подтверждающие, что продукт соответствует параметрам, предусмотренным при регистрации брэнда. К ним относятся пыльцевой состав, диастазное число, содержание общих сахаров. "Когда брэнд будет зарегистрирован, алтайским медом сможет называться только та партия меда, которая соответствует качеству алтайских медов. В большей части это фасованный мед, а не фляжный", — говорит Сергей Тастан. Однако сегодня пчеловоды по преимуществу реализуют именно фляжный мед.
За использование брэнда планируется брать плату. "В настоящее время Союз пчеловодов изыскивает средства в размере нескольких миллионов рублей на регистрацию брэнда, — рассказывает г-н Тастан. — Мы планируем установить небольшую, можно сказать, символическую плату за каждый килограмм меда, который будет подписан "Алтайский мед", чтобы окупить расходы на регистрацию, содержание и защиту. Тем более что судиться с теми, кто будет подделывать мед, и защищать интересы добросовестного производителя тоже будет союз".
Сейчас только в одном регионе России зарегистрирован медовый брэнд — в Башкирии. Госучреждение "Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии" в 2005 году получило свидетельство на право использования наименования "Башкирский мед". Однако, по мнению Александра Фарамазяна, заместителя гендиректора "Аналитического центра "Апис" (аккредитованная лаборатория, занимающаяся исследованиями пчелопродукции, находится в Москве), это дало одной организации монопольное право на использование марки, хотя все башкирские пчеловоды, согласно Гражданскому кодексу РФ, могут получить такое свидетельство.
Не мудрено, что и мнения алтайских пчеловодов по поводу перспектив регистрации брэнда разошлись. Александр Шунк, пчеловод из Третьяковского района, считает, что регистрация не решит вопрос защиты. "Брэнд зарегистрируют переработчики, — говорит он. — Они продают фасованный мед и закупают его не только в крае, это известно. Что им помешает делать то же самое после регистрации? Какие существуют гарантии?" По его мнению, доказательством того, что мед произведен в крае, могут служить документы на пасеку, где написано, в каком селе, районе и регионе она находится. Однако Эдуард Панкратов сказал, что верит в то, что регистрация брэнда защитит алтайский мед от подделки, и он готов платить союзу пчеловодов за его использование в будущем.
Краевая межведомственная программа развития пчеловодства будет охватывать период с 2011 по 2025 год. В ее разработке принимает участие около 10 управлений Алтайского края. Каждое ведомство вносит предложения, связанные с его специализацией. Поэтому программа затрагивает такие вопросы, как разведение пчел, образование пчеловодов, развитие предпринимательства в сфере пчеловодства, сбыт продукции, охрана пчел, развитие села с участием пчеловодов и пр. Данная программа станет частью проекта "Алтайское Приобье". Основная цель программы — развитие пчеловодства для опыления энтомофильных культур и получения большего урожая гречихи, подсолнечника и др. Мы рассчитываем, что документ будет разработан поэтапно до начала пчеловодческого сезона в 2011 году.
Ежегодно в крае производится свыше 5,5 тыс. тонн меда, в том числе в сельхозорганизациях — 500 тонн, в хозяйствах населения — более 4,8 тыс. тонн. При правильной организации поддерживающих мероприятий, племенной работы возможно повышение продуктивности пчелосемей в 1,5 раза, а валовое производство меда может составить до 7 тыс. тонн и более. Продукты пчеловодства являются дефицитным сырьем для фармацевтической, косметологической и пищевой промышленности.
Источник: Главное управление сельского хозяйства.
Объединения пчеловодов в крае:
Источник: данные объединений.