80-й бензин доживает последние недели и дорожает, потому что его производство в России запрещено

февраль 3, 2011

С 1 января 2011 года в России запрещено производство бензина марки А-80. Бензин этой марки на отдельных заправках в Алтайском крае еще остался, но розничные цены на него уже поднялись: в январе рост составил на 7,6%. Те, кто заправлял машины бензином этой неэкологичной марки, вынуждены заливать в баки растущий в цене 92-й. Поставщики сжиженного газа надеются: ситуация дает им шанс увеличить число потребителей, поскольку сжиженный газ существенно дешевле. Но о массовом переходе на газ пока говорить рано.

Автозаправка.
Анна Зайкова

Запрет на производство бензина А-80, а через пять лет и АИ-92 обусловлен принятием еще в 2008 году техрегламента "О требованиях к автомобильному топливу". 80-й не прошел "по экологии" - был признан не отвечающим современным экологическим требованиям. Кроме того, изначально планировалось запретить в 2011 году (только не с января, а с сентября) производство самого популярного в стране бензина марки АИ-92. Но 92-му в правительстве все же намерены продлить жизнь до конца 2014 года – как рассчитывают в Минэнерго, такие поправки будут принятые в ближайшее время (по сообщениям сайта Минэнерго).

В Алтайском крае покупатели выбирают последние запасы – их, по некоторым оценкам, хватит еще на 1,5-2 месяца, и он дорожает, хотя есть он далеко не везде. , в январе цены на 80-й бензин в рознице выросли более всего: на 7,6%, тогда как бензин марки АИ-92 подорожал на 1,3%, зимнее дизтопливо на 4,7%.

А между тем, именно 80-й бензин заливали в некоторые марки автобусов и грузовые автомобили. Теперь те, кто ездил на 80-м, заправляются 92-м, который, увы, дорожает и, возможно, будет дорожать и дальше (причем к традиционному объяснению этого малоприятного явления ростом мировых цен сегодня прибавился и рост акцизов). Переход на более дорогие виды топлива, естественно, повышает затраты предприятий, которые после роста энерготарифов, налогов на землю и страховых взносов в соцфонды и без того, мягко говоря, встревожены. У перевозчиков ко всему добавляется и свои проблемы.

Владимир Фарашян,
исполнительный директор ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая", председатель комиссии Общественной палаты края:

Главное даже не в том, что 80-й бензин перестали продавать. Не отменили транспортный налог, но с 1 января взимается акциз, цены на бензин повысились еще и по этой причине. Кроме того, мы должны были устанавливать системы спутниковой навигации, ремни безопасности, тахографы - устройства, которые контролируют режим работы и отдыха водителя. И все это за свой счет. Себестоимость транспортных услуг динамично меняется, и, к сожалению, в сторону повышения.

Г-н Фарашян не исключает роста цен на проезд в автобусах (там, где тарифы не устанавливают органы местного самоуправления), но подчеркивает, что многие перевозчики считают такую меру не лучшей.

Владимир Фарашян,
исполнительный директор ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая", председатель комиссии Общественной палаты края:

Для нас повышение цен на билеты – путь не самый хороший, потому что платежеспособность населения не растет. Чем выше тариф, тем меньше люди будут ездить. А следом за ростом цен на билеты идет и другая проблема: конкуренция со стороны "бомбил" - нелегальных перевозчиков. Они не платят налоги, их расходы на содержание автомобилей существенно меньше… Что делать? Будем искать, как снизить расходы.

Для фермеров края переход на более экологичный вид топлива тоже оказался непростым. На 80-м ходили "ЗИЛы" и "ГАЗы". Теперь в них заливают то, что заливают: 92-й. И это на фоне сильно подорожавшего зимнего дизтоплива.

Александр Вайс,
исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края:

С учетом того, что сегодня зимнее дизтопливо уже дороже 95-го бензина, это для нас двойной удар.

В то же время, как считает один из собеседников altapress.ru, у потребителей есть возможность снижения затрат – например, переоборудование двигателей и перевод их на сжиженный газ.

Алексей Заздравных,
руководитель группы компаний "Газ-Ойл":

Литр сжиженного газа стоит 12,5 рублей. Расход газа несколько больше расхода бензина в литровом выражении. Но в любом случае в денежном выражении это выгоднее: с каждых 100 километров, по моим расчетам, можно получить экономию в среднем порядка 150 рублей. Срок окупаемости от двух месяцев до года в зависимости от вида двигателя. Важно и то, что газ труднее воровать.

Другие собеседники altapress.ru считают эту идею перспективной, но с оговорками.

Александр Вайс,
исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края:

Если бы была гарантия, что завтра со сжиженным газом не начнутся такие же проблемы, как с дизтопливом! Сегодня рост цен на дизтопливо объясняют тем, что оно востребовано в Европе, из-за этого выросли цены и у нас. Но если там появится спрос на сжиженный газ? Пугает вот эта стабильная нестабильность.

Владимир Фарашян,
исполнительный директор ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая", председатель комиссии Общественной палаты края:

Некоторые наши перевозчики переоборудовали автомобили и в принципе довольны, но сказать, что это массовое явление, нельзя. Перевод на сжиженный газ сказывается на мощностных показателях двигателей, увеличивает износ и, кроме того, есть опасение, что газовые цены подтянутся к ценам на бензин.