февраль 7, 2011
Беспорядки в Египте и нестабильность в других регионах Ближнего востока привели к резкому росту цен на топливо. На фоне слухов о том, что поставки нефти из стран Ближнего Востока могут быть прерваны, на биржах резко выросли котировки нефти марки Brent. Между тем, в ближневосточном регионе находится две трети доказанных мировых запасов нефти.
Беспорядки в Египте повысили спекулятивную составляющую в операциях со фьючерсами на нефть марки Brent. Спекулятивный спрос связан не с экспортом нефти Египтом, а с близостью Суэцкого канала, который является важным экспортным маршрутом в Европу. Беспорядки в Египте начались еще 25 января, когда стоимость фьючерса на нефть марки Brent составляла порядка $95 за баррель. Данный уровень является локальной поддержкой, что усилило рост стоимости фьючерса на нефть марки Brent. В рамках спекулятивного роста стоимость фьючерса на нефть марки Brent превысила $100 за баррель и достигала района $102 за баррель.
В то же время Владислав Исаев, аналитик УК "Финам Менеджмент", уверен, что реальной угрозы для приостановки поставки через Суэцкий канал нет. По мнению эксперта, Египту сейчас очень нужны валютные поступления, которые приносит канал, поэтому, кто бы ни управлял страной, о безопасности этого объекта он будет заботиться.
События в Египте стали лишь поводом, давшим спекулянтам возможность проломить сопротивление отметки $ 100 за баррель марки Brent. Причина же роста все та же - доллар США все менее воспринимается как надежное убежище и средство сбережения, соответственно, избыток денежной ликвидности, которым заливают рынки центробанки ведущих стран, находит прибежище в товарных фьючерсах.
В любом случае рост цен на нефть приведет к увеличению стоимости бензина на российском рынке. "Цены уже пробивают исторические максимумы. Похоже, временного лага не будет, реакция внутреннего рынка на подорожание нефти будет мгновенная", прогнозирует Владислав Исаев.
На мой взгляд, внутренние факторы являются определяющими для российского топливного рынка. Так, цены могут снизиться при падении акцизов. Однако в текущем году, скорее всего, рост цен на топливо еще не завершен.