февраль 8, 2011
7 февраля вопрос о возможном помиловании Михаила Ходорковского поднял Михаил Федотов, председатель президентского совета по правам человека. Совет, с его слов, мог бы рассмотреть вопрос о подаче прошения о помиловании в качестве третьего лица. Если, конечно, процедура допускает такую возможность, - уточнил Федотов. Совет при президенте уже объявил, что собирается провести независимую экспертизу по делу Ходорковского, а Дмитрий Медведев обещал ознакомиться с ее итогами.
Миловать президент может кого хочет, по собственному усмотрению, и не связан никакими условиями и обстоятельствами, уверен адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, потому что об этом сказано в статье 89 Конституции РФ, без всяких отсылов к законам РФ.
Ходорковский и его защита неизменно отказываются от идеи подавать прошение.
В Кремле же считают так: осужденный должен признать вину и подать прошение. Еще в 2001 году президент Владимир Путин указом утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. В нем написано, что помилование осуществляется путем издания президентского указа "на основании соответствующего ходатайства осужденного". Подзаконное положение в обход Конституции и стало ключевым государственным инструментом в сфере помилования, говорит Клювгант. Процедура, прописанная в нем, крайне забюрократизирована, заблокировать прошение может любая инстанция из длинной цепочки причастных ведомств, которые передают друг другу ходатайство.
С тех пор почти никого не милуют, заключает Клювгант: "Двадцать человек, помилованных в конце прошлого года, на фоне миллиона отбывающих сроки — это несерьезно". Хотя шпиона Поупа Путин помиловал без всяких прошений и оснований.
Медведев сформулировал свою позицию два года назад в интервью итальянским СМИ: "Лицо должно обратиться к президенту, признать себя виновным в совершении преступления и спросить соответствующего решения".
Указ президента — это норма, регулирующая процесс помилования в стране, планов редактировать норму у президента нет, говорит источник в Кремле.
Зато к вечеру 7 февраля отредактировал позицию Федотов: он сообщил, что в повестке совета вопроса о направлении ходатайства о помиловании нет, он лишь отвечал на вопрос журналистов.
Член Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова убеждена, что указ Путина неконституционен, но, чтобы применить конституционное право, Медведев, получивший указ в наследство, должен публично отринуть его положения, .