Прокурор Алтайского края Яков Хорошев: "В целом у меня нет претензий к моим подчиненным"

февраль 10, 2011

28 января этого года прокурор Алтайского края Яков Хорошев держал слово перед своими подчиненными, руководством и общественностью на ежегодной коллегии. Отвечая на вопросы редакции газеты "Свободный курс", Яков Евгеньевич озвучил ошеломляющие цифры и ничуть не скрывал возмущения от количества незаконных проверок алтайских предпринимателей и вскрытых прокурорами преступлений из числа укрытых сотрудниками милиции.  

Яков Хорошев, экс-прокурор Алтайского края, прокурор НСО.
Анна Зайкова

Бизнесмены и коррупционеры

– Два года в России действует закон о защите прав предпринимателей. Как часто допускается нарушение закона по отношению к алтайским бизнесменам? 

– Согласно ст. 294 федерального закона и прописанным в нем прокурорским полномочиям мы отклонили 57 процентов заявлений на проверку предпринимателей. Это те случаи, когда прокуратура защитила бизнес от излишнего давления. Контролирующие и надзорные органы представили нам план на шесть тысяч проверок предпринимателей. То есть каждого третьего предпринимателя в крае должны были проверить. Прокуратура с этим не согласилась, шесть тысяч проверок не состоялись. Представьте, что было бы, не будь этого закона. Это при том, что прокуратура работает в этом направлении полтора года и пытается научить чиновников контролирующих органов, как правильно работать с бизнесом.  

– Как прокуратура края борется с коррупцией в правоохранительной системе?

– Наших полномочий в этом не так уж и много. Один из способов выявить нарушения, совершенные сотрудником милиции, это изучение его личного дела. Иногда мы проверяем подлинность дипломов милиционеров. Иногда к нам поступают жалобы на следователей. Прокуроры проводят проверку и выявляют злоупотребление или превышение полномочий. Дальше дело направляется в следственный комитет.

Большая работа проводится по оценке нормативных актов на коррупциогенность – это исключительно наше полномочие. Это весь инструментарий прокурора. Борьба с коррупцией – это в основном оперативная работа.

– В прошлом году были задержаны владелец подпольного казино "Оскар" и его компаньон. Больше двух лет действует закон о запрете игорных заведений вне специально отведенных зон. Насколько предприниматели следуют этому запрету? Были ли еще крупные разоблачения на Алтае?

– На сегодняшний день в Барнауле действуют только лотерейные заведения, которые не попадают под закон о запрете азартных игр. На деле произошло небольшое перепрограммирование игровых автоматов. В настоящее время 13 операторов занимаются лотерейной деятельностью. По нашему поручению сотрудники милиции неоднократно проверяли эти заведения. Мы не можем сказать, что они действуют незаконно. Хотя есть практика других регионов. Вспомните, когда мэр Москвы Собянин закрыл 1 300 игровых заведений. Сейчас мы изучаем московскую практику.

Уже некоторое время прокуратура пытается предъявить иск в административном порядке одной компании, чтобы изъять игровые автоматы для уничтожения. Если суды нас поддержат, мы распространим эту практику. Но пока мы смотрим, насколько законно это возможно сделать.

Дошколята и сироты

– Жилье для сирот – одна из самых острых проблем как в России, так и в крае. По закону каждому из них полагаются собственные квадратные метры. Но чиновники ставят тысячи препон. Какова позиция прокуратуры края в этой ситуации?

– Эта проблема находится на контроле прокуроров. В этом году администрация Алтайского края увеличила финансирование на выдачу субсидий детям, оставшимся без попечения родителей, на 20 миллионов рублей. В прошлом году на эти же цели в краевом бюджете было заложено 25 миллионов рублей. Это произошло только благодаря нашему представлению губернатору, который также озабочен проблемой. На сегодняшний день в крае состоят на учете для получения субсидий 1 241 сирота. Благодаря работе прокуроров в 2010 году жилье получили 108 сирот, для сравнения: в 2009 году – 58 человек. Прокуроры достаточно жестко реагируют по каждому заявлению. В прошлом году прокуроры края внесли 43 представления, после рассмотрения которых 29 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 129 незаконных правовых актов органов местного самоуправления были опротестованы, по результатам рассмотрения исков прокуроров вынесено 12 судебных решений, в которых все заявленные исковые требования удовлетворены. Мы будем и дальше отстаивать права детей-сирот.

– Алтайский край не стал исключением из тех регионов, где складывается парадоксальная ситуация. Якобы забота о матерях и детях улучшила демографическую ситуацию в России. А на деле родители испытывают огромные трудности, устраивая ребенка в детский сад, где им говорят, что мест нет или платите деньги – места будут. Что делает прокуратура края для решения этой проблемы?

– Приведу пример по Рубцовску. Там прокуроры ведут настоящую войну за бывшее помещение детского сада, которое находится в аренде местного телевидения. Некоторое время назад события развивались драматично: идет сессия, на которой депутаты выносят на обсуждение вопрос о продаже этого помещения за 6,7 миллиона рублей. Предварительно прокурор известил депутатов, мэра Рубцовска, что они нарушают закон. Но все голосуют за продажу помещения детсада. Прокуроры с этим не согласились и пошли в суд, который их поддержал. 26 января вынесено судебное решение, признавшее незаконным продажу детского сада.

По фактам поборов у нас официальной информации нет. Если будет хоть малейший намек на то, что вот в этом садике, эта заведующая поставила родителям условие: не заплатите – не получите место, то немедленно будет возбуждено уголовное дело и доведено до суда. Поборы существуют. Но мы работаем от информации, которая к нам поступает, родители не пишут заявления. Можно пойти по оперативному пути. Устроить эксперимент. Но я вас разочарую: мы пытаемся привлечь на свою сторону участников отношений "родители – администрация детсада", никто не соглашается помогать милиции и прокурорам.

Когда в прокуратуру поступит сигнал, мы примем самые решительные меры.

Цифра

4 000 преступлений из числа укрытых милиционерами были поставлены на учет в 2010 году благодаря прокурорам Алтайского края. Из них тысяча уголовных дел отправлена в суд.

Цитата

Яков Хорошев,
прокурор Алтайского края:

В целом у меня нет претензий к моим подчиненным. Это свидетельство того, что все делают свою работу добросовестно и профессионально.