февраль 14, 2011
На прошлой неделе в Высшей школе экономики были озвучены данные мониторинга оплаты российских учителей в 2010 году. По словам Натальи Типенко, директора центра универсальных программ, в 2009 году регионы столкнулись с серьезными сложностями при введении новой системы оплаты труда. В первую очередь они были связаны с ростом минимального размера оплаты труда (до 4330 рублей) – по этой причине более 50% дополнительных средств, выделенных на новую систему, руководители использовали, для того чтобы "подтянуть" зарплаты большей части работников образования до нового МРОТ. Еще одну причину финансовых затруднений эксперты связывают с тем, что новые системы оплаты стали вводится во всех бюджетных отраслях и требовали своих затрат.
Выпускники барнаульских школ сдают ЕГЭ по русскому языку. 31 мая 2010г.
Анна Зайкова
Однако, несмотря на это, по официальным данным, благодаря нововведению учительские зарплаты по сравнению с 2006 годом увеличились (в 2006 - 6 523 рубля, в 2007 – 9 310 рублей, в 2008 – 12 750 рублей).
Эксперты также отмечают, что в 2009 году в 13 субъектах России (в числе которых и Алтайский край) зарплата учителей ниже средней по экономике менее чем на 10%, что, по словам, Натальи Типенко довольно высокий показатель. В этом смысле Алтайский край сохранил свои позиции и в следующем, 2010 году.
Вместе с тем прошлый год показал снижение среднего уровня зарплаты учителей в 14 регионах России, среди которых Алтайский край.
По нашим данным, на Алтае в 2010 году зарплата снизилась по сравнению с 2009 всего на 4% - это неплохой показатель. У нас есть области, где сокращение произошло более чем на 30%.
Снижение зарплат в первую очередь связано с кризисными явлениями. Ведь в 2009-2010 годах во многих регионах были очень напряженные бюджеты (многие сократились почти на 80%). Естественно, что в связи с этим изыскивались различные возможности оптимизации бюджетов, а в такой ситуации стимулирующие выплаты оказались одними из самых незащищенных.
Я думаю, что постепенно в связи со стабилизацией финансового положения можно будет ожидать увеличения оплаты труда учителей. Хотя ситуация не такая простая. Например, этот год также трудно назвать благополучным.
Новая система оплаты труда (НСОТ) введена с 1 декабря 2008 года. Она разделяет зарплату бюджетников на три части: оклад, компенсации (за совмещение должностей, интенсивность труда и пр.) и стимулирующие выплаты (премии, денежные вознаграждения и т.п.).
Мониторинг введения НСОТ работников общеобразовательных учреждений проводился в 2008 и 2009 гг. по заказу Министерства образования и науки РФ и ЦК профсоюза работников образования. В ноябре 2010 были предоставлены данные в среднем за 2009г., на 1.06.2010г. и 1.10.2010г.
В мониторинге приняли участие 77субъектов Российской Федерации. По 6 субъектам данных предоставлено не было – Республика Дагестан, Тыва, Бурятия, Свердловская и Иркутская области, а также г. Москва.