Предприятия Барнаула сливают в трубу вредную "химию", но не хотят платить. Почему?

февраль 17, 2011

– Природоохранное законодательство в СССР отличное, но ежели его начнут применять... Все заводы встанут, – говорил мне, помнится, один географ еще в советские годы. Экологические нормы, заложенные в то славное время, с тех пор стали еще строже. И в наши дни их вовсю применяют – это стало причиной конфликта директоров предприятий с "Барнаульским водоканалом", за которым экологическое и деловое сообщество наблюдает уже почти год.

Слив сточных вод в Барнауле.
Олег Богданов

Директора крайне возмущены размерами счетов, которые выставляет им "Водоканал" для оплаты спущенных в канализацию не­очищенных стоков. Но и "Водоканалу" есть что ответить бизнесу: то, что вы сливаете в трубу, – это сплошное безобразие. 8 февраля "Барнаульский водоканал" пригласил всех заинтересованных лиц на "экологический диалог" – "круглый стол", на котором стороны в очередной раз попытались понять друг друга.

"Водоканал" и бизнес

Скандал под вывеской "„Барнаульский водоканал“ против бизнеса" созрел, наверное, к началу 2010 года. До этого часть крупных предприятий спускали стоки в канализацию по временному соглашению с "Водоканалом". "Пакостить" им, по сути, разрешалось (к концентрациям вредных веществ не прикапывались), но при условии: они наладят у себя очистку.

– Большинство даже не приступило к проектированию локальных очистных сооружений, – констатирует Николай Несветайлов, гендиректор "Барнаульского водоканала".

И вот, взяв пробы воды в промстоках этих предприятий, "Водоканал" выставил им счета по особому тарифу – за превышение норм содержания "химии". И циферки в этих счетах – от нескольких сот тысяч рублей до нескольких миллионов – им очень не понравились. К лету прошлого года конфликт дошел до крайней точки. Заявления тогда прозвучали громкие: из-за финансовых репрессий "Водоканала" ряд предприятий готовится перенести часть производства в районы со всеми вытекающими последствиями – сокращением в городе рабочих мест и т. п. (речь шла, в частности, о "Лакте").

Предприятия и природа

А между тем большинство предприятий (и не только те, кто шел по временной схеме) на самом деле спускают в канализацию "всякую гадость": всего 49 из 4 180 предприятий Барнаула имеют у себя очистные сооружения. И спроектированы они были по большей части в советское время. Как они работают сегодня? Плохо работают: нет такой компании, сточные воды которой, пройдя очистку, отвечали бы требованиям.

– Происходит преждевременный износ конструкций, коррозия и засорение сетей, залповый сброс может уничтожить микроорганизмы, которые занимаются на наших очистных сооружениях биологической очисткой, – описывает г-н Несветайлов последствия сброса таких стоков в канализацию.

При этом очищать промстоки должны сами предприятия, ведь у "Водоканала" объект очистки другой – бытовые стоки. А вот если "Водоканал" сбросит недоочищенную воду в Обь, его оштрафуют так, что мало не покажется.

– Росприроднадзор предъявил "Водоканалу" Екатеринбурга иск о взыскании 8,5 миллиарда рублей при выручке от оказания услуг канализации в 900 миллионов. Такие штрафы могут обанкротить предприятие в три дня, – продолжает г-н Несветайлов.

Шизофрения

Участники "диалога", по-моему, честно пытались понять друг друга в ситуации, которую один из экспертов "СК" назвал "законодательной шизофренией". Да, превышать нормы допустимых концентраций химических веществ в стоках нехорошо. Но эти требования неисполнимы.

– Полностью очистить стоки можно только в химической лаборатории, – полагает Владимир Чернов, технический директор Барнаульского аппаратурно-механического завода, на котором очистные сооружения есть.

Причем по содержанию меди, свинца, алюминия, никеля и цианидов промстоки должны быть чище... питьевой воды. По некоторым параметрам аж в 100 раз, говорит г-н Чернов. Бери воду из-под крана, сливай ее, не используя, – виновен.

– То же самое относится и к "Водоканалу": если мы возьмем воду из водоема и сразу же сбросим ее, будем платить большие штрафы, – поясняет г-н Несветайлов.

Баланс

– ПДК в нашей стране чудовищные по своей жесткости, – соглашается Виктория Сапожникова, директор департамента управляющей компании "Росводоканал" (Москва).

В былые годы, надо сказать, эта жесткость вполне искупалась несоблюдением требований.

– Была такая потеха в СССР, когда мы на весь белый свет объявляли, что у нас самые жесткие нормы сбросов в Байкал, а целлюлозно-бумажный комбинат проложил трубу на глубину сорок метров и спускал стоки, вообще не прошедшие фильтры, – вспоминает географ Александр Рычков.

Нынче же эти требования надо исполнять. Г-жа Сапожникова, впрочем, успокоила: новый законопроект "О водоснабжении и канализовании", внесенный в Госдуму 12 января, предполагает изменение норм – будем надеяться, что баланс наконец-то будет найден.

Стимул остался дубинкой

Право российских "Водоканалов", а не госструктур взимать за особо грязные стоки особо большие деньги нередко воспринимается как несправедливость. А меж тем правительство, дав "Водоканалам" это право еще в 1995 году (постановление № 1310), предполагало: дубинка будет стимулом для предприятий делать экологические инвестиции – ставить очистные сооружения. Стимул не сработал.

В администрации края осенью прошлого года приняли постановление (№ 348), в котором было установлено: "штрафные" деньги будут поступать на спецсчет "Водоканала", расходовать их "водоканальщики" будут на свои природоохранные мероприятия.

– В США выходят из ситуации умнее, – комментирует географ Александр Рычков. – Да, есть требования, и они прописаны в специальном соглашении между проверяющим и хозяином. По мере развития предприятия требования ужесточаются, и к определенному сроку производится проверка. Хитрость в том, что полагающиеся штрафы начисляют, взимают и оставляют предприятию, считая их субсидией на модернизацию производства и схемы очистки. Если к указанному сроку требования не выполнены, всю сумму стребуют обратно.

Справка

Допустимые концентрации (ДК) вредных веществ в промстоках в Барнауле установлены постановлением горадминистрации № 1557 от 2002 года. В конце 2010 года приняли новые нормативы. По ряду параметров они оказались более мягкими, по другим – более жесткими. В "Барнаульском водоканале" поясняют: ужесточение нормативов допустимых концентраций для предприятий произошло не по желанию "Водоканала", а путем обратного пересчета по существующим методикам в связи с ужесточением нормативов допустимых сбросов в водный объект, которые установили "Водоканалу". Но действие новых ДК пока приостановлено.