Где студенты могут заработать, что важнее - опыт или диплом, и как ко всему этому относятся преподаватели

февраль 24, 2011

В феврале глава Минобрнауки Андрей Фурсенко предложил увеличить и перераспределить стипендиальный фонд. Министр считает, что сейчас стипендии не мотивируют студентов к учёбе, сообщает "Интерфакс". Поэтому он предложил определить, кто из студентов может обойтись и без стипендии. По мнению Фурсенко, имеет смысл лишить стипендий людей, которые "бог весть как учатся и нормально обеспечены". Платить стипендию нужно тем, кто учится достаточно хорошо и при этом находится в трудной жизненной ситуации, а также тем, кто учится блестяще.

Школьники.
Михаил Хаустов

"За счёт перераспределения можно добиться удвоения стипендий. Это означает, что человек, который хорошо учится, но у него есть социальные проблемы, может иметь стипендию в размере 5–6 тыс. рублей", – подсчитал министр. "Всегда должно быть какое-то количество стипендий, которые независимо от того, зарабатывает человек или нет, ему платят за выдающиеся успехи в учёбе", – сказал Фурсенко.

Ранее отменить стипендии предложил помощник президента Аркадий Дворкович.

Вопрос об отмене стипендий волнует многих алтайских студентов. Для кого-то это карманные деньги, а для кого-то – основной доход. Корреспонденты "МЭ" решили узнать, каким образом студенты зарабатывают дополнительные средства и как к этому относятся преподаватели.

Работа или учёба?

Как рассказала нам старший преподаватель кафедры истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ Наталья Дивакова, на факультете искусств работающих студентов довольно много. Но она считает, что, если человек решил получать образование, он должен учиться, "а работа – это уже другая цель в жизни".

Ассистент кафедры экологии и природообустройства АГАУ Надежда Симонова отмечает: "Работа на учёбе сказывается негативно, но в то же время дисциплинирует по жизни. Особенно это важно для мужчин… Насколько удачно студент совмещает работу с учёбой, зависит от индивидуальных качеств человека. У кого-то получается хорошо, у кого-то – нет".

Любовь Дробышева, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма АлтГАКИ, относится к студенту с пониманием, если он работает по специальности. Педагог считает, что такая работа в учёбе только помогает.

– Именно поэтому с заочниками интереснее, – говорит Дробышева. – Они многое знают, многое понимают в своей профессии и учатся с желанием. Жаль, что студентов, работающих по специальности, всего треть.

Помимо всего прочего, важна специфика профессии. Доцент кафедры химической техники и инженерной экологии АлтГТУ Людмила Кормина считает, что на инженерных специальностях очень сложно совмещать работу и учёбу, а на гуманитарных – вполне возможно. "На технических факультетах много курсовых, лабораторных, которые нельзя пропустить. Если наши студенты и работают, то только в ночное время или в выходные дни", – рассказала доцент.

Опыт важнее диплома?

Студент четвёртого курса факультета экономики и менеджмента МГУКИ Сергей Пучков полтора года работает специалистом по наладке и оформлению сценических декораций в театре музкомедии.

– Работать пошёл потому, что надоело сидеть дома. К тому же хотелось иметь личные деньги и помочь родителям оплачивать моё образование – на это уходит ползарплаты, – рассказывает Сергей.

У молодого человека один выходной в неделю, хотя бывает и так, что приходится месяц работать без отдыха.

– У меня ненормированный график, могу работать вплоть до поздней ночи. Приоритет отдаю работе, иногда на учёбу не хожу, чтобы отдохнуть, – делится работающий студент.

Сергей хотел бы работать по специальности, но пока он учится, это практически невозможно:

– Студенты в поиске работы руководствуются её доступностью. Если тебе необходимо работать и ты на очном отделении, то ты возьмёшься за любую работу, особо выбирать не приходится. Основная сложность – это отсутствие опыта. Поэтому ценятся не твои умственные способности, а внешние или физические данные.

Известно, что многим работодателям важнее опыт, нежели оценки в дипломе. Елена Швецова учится на 4-м курсе отделения связей с общественностью АлтГУ и второй год работает помощником председателя Лиги студентов. Ещё в школе Лена подрабатывала курьером. В университете – промоутером, а потом супервайзером в BTL-агентстве. Сейчас её рабочий день начинается в девять утра и заканчивается в пять вечера.

– Преподаватели к тому, что я работаю, относятся довольно спокойно, понимают, что пора уже. А пары тех, кто против, стараюсь не пропускать. Во время таких пар в лиге меня замещают. Единственный недостаток совмещения работы с учёбой – отсутствие стипендии, так как есть долги, которые я закрываю позже, чем в срок сессии. Насчёт оценок я не переживаю: чаще работодатели смотрят на портфолио с характеристиками, опыт компенсирует наличие троек. К тому же работа даёт мне больше: опыт, связи, друзей, ну и з/п, конечно же, – улыбается Лена.

Татьяна Крикун считает, что работать студентам нужно. Она учится на 4-м курсе факультета журналистики и уже два года является внештатным корреспондентом газеты "Алтайская правда". Пару месяцев назад она устроилась копирайтером в студию интернет-решений "Сибирикс".

– Если по-хорошему, работать стоит начинать курса со второго-третьего. Если не начать работать во время учёбы – после неё просидишь годик-другой совсем без работы, – уверена студентка журфака.

Но есть у этого и обратная сторона – из-за работы процесс получения образования может существенно затянуться. Николай Хилько, студент 2-го курса физико-математического факультета АлтГПА, работает с первого курса: сначала охранником в больнице, потом – таксистом.

– Совмещать учёбу с работой было легко: на дежурствах в больнице я высыпался и успевал на пары, а таксовал всегда уже вечером после занятий. Но я знаю примеры, когда работа сильно затягивает, и из-за этого страдает успеваемость. Навёрстывать потом сложно, и порой людям приходится учиться дольше.

Загрузили по полной…

Однако не все готовы работать в ущерб учёбе. Студентка математического факультета АлтГУ Виктория Жилякова не работает, считая, что совмещать работу и учёбу невозможно.

– У меня в университете очень большая загруженность – провожу там полдня, а то и больше. Из-за этого очень трудно найти работу с удобным графиком.

Некоторые работодатели готовы брать на серьёзную работу студента, чтобы вырастить хорошего специалиста "под себя", но чаще все ищут опытных сотрудников. Оксана Кузеванова, студентка 3-го курса института экономики и управления АлтГТУ, около трёх лет работала промоутером, но потом от этого отказалась:

– У нас пары начинаются то с утра, то с обеда. Я вообще не представляю, где можно трудоустроиться, чтобы по специальности. Экономисты из нас ещё никакие, и никто нас на предприятие не возьмёт.

Справка

Кадровые агентства Барнаула в основном предлагают студентам вакансии промоутера, расклейщика объявлений, официанта, курьера, менеджера. В двух агентствах из десяти, с которыми мы связались, вакансий для студентов нет.

Менеджер по персоналу рекрутингового агентства "Мегаполис" констатирует: "Серьёзные работодатели в студентах не заинтересованы и не готовы за них платить". Менеджер КА "Развитие" Алёна отмечает, что студенты привлекают работодателя неофициальным трудоустройством, но мало кто может предложить работу с гибким графиком.

Объявления в газетах предлагают студентам те же вакансии. Узнав, что мы учимся на очном отделении, студенты, двое работодателей нам отказали. Других перспектива трудоустройства студента на неполный рабочий день устроила, и нас пригласили на собеседование. Правда, что это за работа, толком не объяснили, ограничились словами "работа в офисе, с людьми и документацией".