февраль 24, 2011
Президент Медведев уволил заместителя директора ФСБ России за "неэтичное поведение". Президент Медведев собрал главных прокуроров и следователей страны и жестко отчитал за "имитацию работы". Президент Медведев потребовал "более результативной борьбы с преступностью, в частности организованной". Президент Медведев внес в Думу новый законопроект против взяточников: суммы штрафов предлагается сделать равными суммам взяток, умноженным на сто. Министры и генералы за словом в карман тоже не лезли: Юрий Чайка, например, пообещал президенту "выкорчевывать из органов предателей и коррупционеров".
Круто? Нереально круто. В комментариях к этим информационным сводкам последних дней на сайтах нескольких информационных агентств – ни одного читательского комментария со словами "согласен, верю, сработает". Большей частью – насмешки в разных интонациях. Не верим, не сработает, нам уже без разницы. Никто почти не спорит о степени эффективности этих мер – вердикт почти однозначный: очередная возня. Что же с этим делать?
Несколько дней назад в Госдуме состоялись слушания: обсуждали роль парламентского контроля в борьбе с коррупцией. Пришли к выводу: у народных избранников в России на сегодня сколько-нибудь эффективных инструментов контроля над исполнительной властью и ее отдельными фигурантами – премьером, министрами, генералами – нет. Отчет правительства перед Думой – сплошная видимость и политес. Парламентское расследование конкретного происшествия, преступления, произвола – дело совершенно нереальное. Это признавали и приглашенные эксперты, и сами депутаты. При всем этом законопроект о парламентском контроле лежит в думе больше года. Возможно, его рассмотрят в эту сессию, скорее всего нет – у большинства парламентариев, очевидно, возможность (она же обязанность) контролировать исполнительную власть энтузиазма тоже почему-то не вызывает.
Пока так – верить, что что-то изменится, нет никакого смысла. Они опять отчитаются, а у нас опять некому будет их проконтролировать.