февраль 25, 2011
Ситуация с преподаванием физики в школе сложилась, мягко говоря, не самая лучшая. Серьезная дисциплина, позволяющая школьнику научиться мыслить, видимо, больше не рассматривается как достойная углубленного изучения наука.
А между тем России остро нужны хорошо подготовленные и творчески мыслящие инженеры. "Паяльники – и те мы покупаем за рубежом", – говорили участники конференции по проблемам физико-математического и технического образования в школах и вузах края, прошедшей 17 февраля в Алтайском техническом университете.
Два урока в неделю вместо четырех – столько отмерено на получение знаний по физике алтайским школьникам. Даже самый лучший преподаватель в столь стесненных условиях не сможет посвятить каждой теме достаточное количество времени и выдать материал, необходимый для глубинного понимания предмета. О заинтересованности школьников наукой в этом случае говорить и вовсе не приходится. А взрастить на такой почве гения весьма проблематично.
– Ситуация в стране требует роста инженерного корпуса. Потому что доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,3–0,5%, США – 36, Японии – 30, Германии – 17, – говорит Борис Семкин, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой естествознания и системного анализа АлтГТУ. – Нам необходимы высококлассные специалисты, интеллектуально-техническая среда. Для этого нужно решить главную проблему – ошеломляюще низкий уровень финансирования средней школы.
Учителя честно признаются, что в нынешних условиях и существующими методами подготовить грамотного, мыслящего выпускника невозможно. И в вузы поступают дети, не способные рассуждать.
Уроки физики в школе сводятся к подготовке к ЕГЭ. Уделяется внимание только правильному заполнению теста. В итоге учебный процесс превращается в формальность, и школьники теряют всяческий интерес к науке.
Сведение уроков физики к банальной подготовке к ЕГЭ не учит мыслить образно, а дает лишь навыки для решения типовых примеров. Не исключено, что, столкнувшись на экзамене с заданием, чуть отличным от типового, школьник просто не сможет найти путей решения.
Александр Шайдук, профессор медицинского университета, в такой неуглубленной подготовке школьников видит еще одну проблему. Фундаментальная подготовка по той же физике из программ вузов удалена, но и школа знаний не дает: в итоге вузы вынуждены вводить дополнительные занятия, посещение которых обязательно. Что происходит со студентом в таком случае? Студенты медуниверситета провели опрос среди первокурсников, которые посещают эти занятия, и выяснили: эти студенты часто переживают серьезные стрессы.
Отсюда вытекает вопрос: если школа сегодня не способна выпустить подготовленного ребенка и вузы вынуждены его доучивать, не пора ли вузам интегрироваться в среднюю школу и взять часть ответственности за взращивание великого ученого на себя? Многие учителя отмечают, что сегодня налицо разрыв партнерских отношений между школой и вузом. Даже при условии достаточной технической оснащенности преподаватель не всегда знает, как работать с постоянно обновляющимся содержанием обучения. Именно в этом помощь вузов необходима.
Одна лишь конференция, конечно, не решит всех вопросов. Но ее участники уже готовы внести свои предложения в законопроект об образовании и сделать шаг к лучшему будущему школы.
Парадокс заключается в следующем. Мы жалуемся на нынешние стандарты образования, и вместе с тем Алтайский край занимает второе место в Сибирском федеральном округе по уровню сдачи ЕГЭ по физике. Но происходит это только благодаря тому, что в крае есть несколько школ, где дети проходят действительно тщательную и всестороннюю подготовку. Выйди за их пределы – и картина рисуется прямо противоположная.
По данным отдела контроля качества образования, существует проблема оттока умных детей из края. Количество выпускников 2010 года, хорошо сдавших выпускные экзамены, – 3 217 человек. Бюджетных мест в вузах, куда они могли бы поступить, – 3 131. По данным проведенного исследования, лучшие выпускники уехали из региона.