Как работает глобальная спутниковая навигационная система в Барнауле
февраль 27, 2011
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) постепенно входит в нашу жизнь. Общественный транспорт, машины экстренных служб с успехом используют современные технологии. Система
позволяет отслеживать передвижение любой техники, на которой установлено устройство, передающее сигнал на спутник. Как действует ГЛОНАСС и какую пользу приносит — в этом мы попытались
разобраться с помощью Ивана Пальталлера, директора компании "М2М телематика Алтай", которая развивает системы навигации в регионе.
"Скорая помощь"
"Применение системы ГЛОНАСС имеет очень большие перспективы. Уже сейчас мы реализовали крупный проект по оснащению спутниковыми навигаторами машин "скорой помощи" — это
получило большую огласку в прессе и признание на многих выставках", — объясняет Иван.
Установка спутниковых навигаторов в "скорой помощи" помогла достичь сразу нескольких эффектов. Во-первых, социального. Система позволила снизить время реагирования на вызов — машины
стали приезжать к больному в два раза быстрее (время сократилось с 22 минут до 11,5). Во-вторых, экономического. С помощью системы ГЛОНАСС удалось сократить расход топлива в машинах
"скорой помощи". В них были установлены датчики, следящие за уровнем топлива. Уже сейчас система себя окупила — экономия на топливе составила 20%. И третий достигнутый эффект
— управленческий, администрация станции "скорой помощи" всегда знает, где находится каждая из машин.
Мусоровозы
По данным комитета жилищно-коммунального хозяйства Барнаула, до конца года количество оснащенных навигационным оборудованием мусоровозов, которыми располагают городские предприятия
"ЭкоПром-Барнаул", "Эко-стандарт", УК "Доверие", "Механизатор" и др., увеличится до 50 (всего 68 единиц техники). На сегодняшний день системы слежения
установлены на 19 машинах. Десять из них оборудованы "Гранит"— и GPS-навигаторами, остальной транспорт передвигается под контролем ГЛОНАСС. Разновидность установленных
навигационных систем объясняется ценовыми предпочтениями руководителей предприятий, занимающихся вывозом мусора. При этом отследить основные параметры, такие как маршрут движения мусоровоза и расход
топлива, упомянутые системы позволяют в равной степени, утверждают специалисты комитета ЖКХ. Вместе с тем с перспективой создания в городе единого пульта управления системами слежения при установке
новых навигаторов предпочтение будет отдано оборудованию системы ГЛОНАСС.
Общественный транспорт
"100% электротранспорта и 30% колесного (автобусы, маршрутки) уже оснащены системами ГЛОНАСС. По закону № 22 от 14 февраля 2009 года "О навигационной деятельности"
оснащению системой ГЛОНАСС подлежит весь городской транспорт, а также транспорт, перевозящий опасные грузы, — говорит Иван Пальталлер. — Когда оснастят весь городской транспорт,
пассажиры, что называется, почувствуют разницу". Утвержденное расписание движения транспорта, (настоящее, а не "на бумаге"), информация о дорожных "пробках", а в идеале
— совершенно новая культура транспортного обслуживания. "Сейчас мы занимаемся разработкой нового приложения к сайту "М2М телематика Алтай",
— рассказывает Иван о новинках системы. — Оно будет выдавать информацию о том, куда и во сколько подъедет автобус (троллейбус, трамвай) нужного маршрута. Приложение будет доступно
месяца через два". Естественно, сначала приложение будет работать не на 100% — не весь городской транспорт оснащен системой. Но со временем будет совершенствоваться. Также
будет возможность отправить смс на короткий номер (например, в том случае, если вы уже вышли из дома и не можете зайти на сайт), и через некоторое время придет ответ с информацией об интересующем
транспорте. В этом же приложении планируется открыть сервис "Пробки" — с исчерпывающей и достоверной информацией о положении на дорогах. "В Рязани такой проект
уже давно запущен и прекрасно работает. Люди очень довольны, в ближайшее время все это появится и у нас", — надеется Иван.
На перспективу
Еще два масштабных проекта использования системы ГЛОНАСС, о которых нам пока, к сожалению, и мечтать не приходится, это "Безопасный автобус" и "Умная остановка".
Безопасный автобус — проект, направленный, что видно из названия, на безопасность пассажиров. Полностью оснащенный всевозможными датчиками (задымленность и прочее), с электронным табло,
на которое выводится информация об остановках, автобус полностью оправдывает свое название. Диспетчер, на пульт которого поступает вся информация об обстановке в таком транспортном средстве, обладает
максимальной информацией для принятия решения при ЧП. "Умная остановка" тоже вполне оправдывает свое название. На месте остановки автобусов установлено электронное табло с
актуальной информацией о движении транспорта, об изменениях в маршрутах и прочих нужных вещах. Также работает круглосуточное видеонаблюдение и есть кнопки вызова экстренных служб. Опять-таки в
передовой Рязани это все уже есть — с августа 2010 года в городе установлены две "умные остановки", и по маршруту курсирует один "безопасный автобус". Когда все эти
блага цивилизации придут в Барнаул — пока неизвестно.
Как объявляют остановки?
Во многих общественных транспортных средствах есть автоматическая система объявления остановок, благодаря которой пассажиры всегда знают, где нужно выходить (актуально для зимы — окна
покрываются наледью и трудно определить место нахождения). Она работает следующим образом: если автоинформатор автономный — водитель перед каждой остановкой нажимает кнопку, и включается
запись. Если автоинформатор встроен в систему приборов — сигнал поступает со спутника через систему ГЛОНАСС, и запись включается автоматически, определяя местоположение транспортного
средства. Иногда объявленные остановки не соответствуют действительности — например, подъезжаешь к остановке "Мастерские" на Павловском тракте, а голос из приемника сообщает:
"Остановка "Кондитерская фабрика". Такие несоответствия могут возникать по нескольким причинам — или водитель не слишком успешно пытался настроить автоинформатор
самостоятельно, или он обратился к недобросовестным поставщикам услуг.