июль 15, 2004
Эта история о нашем земляке, который не смирился со страшным диагнозом. Пережив клиническую смерть после дорожной аварии, Сергей нашел в себе силы жить.
Он умолял хирургов не отрезать ему ноги
До дембеля осталось всего-то четыре месяца. Двадцатилетний Сергей мечтал поскорее вернуться со службы из Москвы на родной Алтай в село Троицкое. До того дня 1977 года он жил обычной солдатской жизнью. С утра до ночи парней в знаменитой дивизии войсках имени Дзержинского гоняли так, что с них сходило не семь, а все семьдесят семь потов.
В тот день Сергей Стенников, как обычно, занимался на турнике: подтянулся, выполнил несколько подъемов с переворотом. Кто-то из командиров его окликнул: нужно было ехать на учения. Еще один подъем с переворотом, прыжок, и он крепко встал на ноги.
Тридцать солдат разместились в ЗИЛе-131. Машина тронулась. Парни балагурили, шутили, смеялись, разговаривали ни о чем. Сергей случайно увидел пустое место и ни с того ни с сего решил пересесть туда. Через пять минут после этого в какой-то миг, он увидел испуганные глаза ребят, с которыми вместе ехал в грузовике, услышал визг тормозов и скрежет железа...
Через несколько часов Сергей Стенников пришел в сознание. Он был весь в крови, рядом лежали изувеченные тела ребят-однополчан. До него добрался кто-то из тех, кто остался в живых и мог передвигаться. "Серега, мы тебя сейчас вытащим", - успокаивали солдаты. "Не трогайте меня, кажется, у меня позвоночник сломан. Я совсем не чувствую ног", - просил оставить его в покое Сергей. Но ребята не послушали его и сделали все по-своему. Зря.
Приехала машина "Скорой помощи", Сергея доставили в московский госпиталь. Когда его везли в операционную, он умолял хирургов не отрезать ему ноги.
Потом Сергея Стенникова оперировали. А он видел эту операцию как бы со стороны. Видел, как пульсирующая линия сердцебиения на аппарате превратились в прямую. Видел, как медсестры и хирурги, переполошившись, стали делать прямой массаж сердца, потом два укола в грудную клетку... Сад, красивые луга, птицы, красивая женщина в саду с цветами... Это он тоже видел.
20 минут клинической смерти
Но когда после успешной операции (он выжил, несмотря на то что три раза находился в реанимации) на консилиуме доктора спросили Стенникова о том, что с ним происходило в течение 20 минут в состоянии клинической смерти, он ответил, что ничего не видел. Боялся, что его, человека с уже ограниченными возможностями, из госпиталя увезут в психушку.
Позже "Голос Америки" передал, что, нарушив правила дорожного движения, на полосу, по которой ехал с солдатами, вылетел автобус. Его водитель и сын, ехавший вместе с ним, погибли. Из тридцати пассажиров грузовика выжили только шестнадцать солдат. Среди них, к счастью, оказался наш земляк Сергей Стенников.
Диагноз московских светил хирургии - анатомический перерыв спинного мозга - для оптимиста Стенникова не стал безнадежным. Четыре медицинских термина в больничной карте означали, что Сергей больше не будет ходить, а о турнике и переворотах можно забыть навсегда.
Как только Сергей почувствовал, что готов к бою с собственной судьбой, он стал просить докторов, считающих своего пациента обреченным, помочь ему вставать на ноги. Стенникову стали прибинтовывать к ногам гипсовые лангеты, сдвигать кровати или ставить брусья, за которые можно было бы держаться, его ставили на ноги.
"Сейчас я правда счастлив"
Через четыре года после травмы Сергей Стенников женился, у него родился сын. "Семь лет со своей женой мы жили как во время медового месяца, - рассказывает Сергей, - для нас я сам построил дом. Я не мог просто лежать на кровати, смирившись с тем, что стал инвалидом. Надо было продолжать жить. Не понимаю тех людей, которые в подобной ситуации сами на себе ставят крест".
Поначалу, когда Сергей вставал на ноги, он их не чувствовал. Импульсы не проходили совсем. Каждый пройденный сантиметр давался с большим трудом. Но его стремление ходить было так велико, что московский госпиталь он уже покинул на костылях.
В течение двадцати семи лет, не пропуская ни дня, Сергей Стенников выполняет специальные упражнения, занимается гимнастикой. Сам для себя дома он сделал небольшой спортзал. "Десять лет я просто истязал себя упражнениями по системе Дикуля. Я шевелю стопами, сгибаю и разгибаю ноги, хотя и не полностью, но их я уже чувствую, - делится своими достижениями Сергей. - У меня не смыкается коленный сустав, но думаю, тренироваться осталось всего ничего. Главное - есть уже движение и шаг".
Даже если у Сергея Стенникова вся жизнь уйдет на то, чтобы он снова пошел, он об этом никогда не пожалеет. "Жизнь ведь прекрасна. Я счастлив, что моя жизнь оказалась в моих руках", - говорит он. Изредка родственники говорят ему: "Тебя наградами надо завалить за то, что ты оптимист да и просто сильный человек".
Сейчас Сергей Стенников воспринимает тот прыжок с турника через подъем с переворотом как знак: "Я спрыгнул с него и попал в свое будущее, которое оказалось страшноватым". А то, что он пересел с одного места на другое - это кто-то свыше постарался.